Одним из первых упоминавшихся в истории учителей, преподававших боевое искусство с названием Тайцзи, был некий Чэн Линси, живший во времена правления династии Лян (502-557). Он получил свое искусство от господина Хань Гуньюэ, сведений о котором не сохранилось. Чэн Линси был военным чиновником и обучал подчиненных искусству Тайцзи. За заслуги Лянский император Юань-ди, назначил Чэн Линси начальником всего округа Шэчжоу. На протяжении нескольких столетий вплоть до династии Южная Сун (1127-1279) Тайцзы передавался в роду Чэн Линси.
Один из его потомков, высокопоставленный чиновник и ученый Чэн Би, внес некоторые изменения и дополнения в технику семейного Тайцзи и переименовал его в «Сяоцзютянь фа» – «метод девяти малых небес».
Другой знаменитый мастер, преподававший кулачное искусство Тайцзицюань, был даос–ученый и поэт Сюй Сюаньпин – живший в эпоху Тан (618-907). Сюй Сюаньпин был дружен с великим поэтом Ли Бо, который не раз приходил навещать его уединенное жилище в горах и посвятил ему одно из своих стихотворений. Сюй Сюаньпин дорабртал первоначальный комплекс Чэн Линси, доведя количество форм до 37. Кроме того он оставил после себя несколько сочинений по Кулачному искусству. В этих сочинениях впервые перечислены восемь видов внутренней силы цзинь, на которых базируется боевая техника Тайцзицюань. А также впервые появляются знаменитая фраза из четырех иероглифов: «Сцепление, прилипание, неразрывность, следование», определяющая специфику боевой стратегии Тайцзицюань, и принцип «Четырьмя лянами сдвигать тысячу цзиней». Сюй Сюаньпин пишет о том, как должны практиковаться 37 форм: «естественно, медленно и непрерывно, подобно течению большой реки» откуда произошло одно из старых названий Тайцзицюань: «Кулачное искусство долгих нескончаемых форм» – Чан цюань.
Еще один мастер, называемый в ряду тех, кто принимал участие в создании Тайцзицюань, это Ли Даоцзы – живший в эпоху Тан (618-907). Он преподавал 37 кулачных форм, называвшихся либо Чан цюань, либо Сяньтянь цюань – «прежденебесный кулак». В старости Ли поселился в Удансих горах и всецело отдался постижению искусства бессмертия, что позволило ему (по некоторым свидетельствам) прожить невероятно долгую жизнь. Желающие поучиться у него встречали его аж в период правления династии Сун (960-1279).
Тайцзи цюань Чжан Саньфэна
Человеком, с которого началась новая эпоха в истории Тайцзицюань, считается Чжан Саньфэн. Несмотря на то, что многие источники пишут о нем как о человеке эпохи Сун, его имя, как вполне реального и известного человека конца правления монгольской династии Юань (1280-1367) начала династии Мин (1368-1644), можно найти в династийных и семейных хрониках. В молодости Чжан занимал высокие чиновничьи посты и имел одну из высших ученых степеней «Цзиньши». Находясь под воздействием даосских сочинений, после смерти родителей ушел в отставку и отправился странствовать по Поднебесной в поисках знаний и Учителей. В провинции Шэнси на горе Хуашань ему посчастливилось встретить «совершенного человека» – даоса по прозвищу Хо Лун - «Огненный дракон». Именно он научил Чжана различным практикам «взращивания жизненности» и искусству Тайцзицюань, тому же самому, которому обучал Сюй Сюаньпин. Чжан Саньфэн покинул учителя в возрасте 67 лет, а в 70 поселился в горах Уданшань.
Личность Чжана окутана многочисленными легендами. Одна из легенд рассказывает о том, что однажды во сне Чжан Саньфэну привиделся мифический правитель севера Сюань У – таинственный воин (даосское божество). Он продемонстрировал свое боевое искусство и обучил ему Чжана. Из этого следует, что к тому времени Чжан Саньфэн был уже достаточно опытным мастером и вполне мог учиться во сне.
Другая легенда повествует о том, что однажды Чжан увидел, как сорока тщетно пытается справиться с небольшой змеей. Когда птица пыталась схватить змею за голову, то тут же получала удар хвостом; когда же сорока целилась в змеиный хвост, получала удар головой. Когда клюв сороки атаковал середину, змея, изгибаясь, «складывалась», и птице доставалось одновременно с двух сторон. В итоге извивающаяся змея осталась невредима, а несчастная сорока, разбив острый клюв о камень, на котором происходила битва, с позором удалилась. Чжан Саньфэн, таким образом, окончательно убедился в том, что настоящая уступчивость совсем не похожа на бегство, и что, уступая атакующей силе, можно одновременно заполнять создающуюся при этом «пустоту – слабость» и победить, уступая. Этот принцип и стал одним из ключевых для искусства Тайцзи цюань.
В нескольких древних текстах, приписываемых Чжан Саньфэну, описываются важнейшие принципы Тайцзицюань:
- Мягкостью преодолевать жесткость;
- Движения округлые, без разрывов;
- Покоем преодолевать движение;
- В покое выжидать движения противника;
- Начинать движение вторым, завершать первым;
- Неспешностью – контролировать скорость;
- Малым контролировать большое;
- Использовать сознание, не использовать силу;
- Четырьмя лянами сдвигать тысячу цзиней;
- Заставлять противника проваливаться в пустоту;
- Входя в контакт, прилипать и неотрывно следовать.
Линии передачи искусства от Чжан Саньфэна
После Чжан Саньфэна искусство Тайцзи цюань разошлось на две ветви: Южную и Северную.
Наиболее известными мастерми южной ветви являлись: Чэнь Чжоутун, Чжан Сунси (эпоха Мин, 1368-1644), Ван Чжэннань, Хуан Байцзя ( XVII век) и Гань Фэнчи. К сожалению, южная ветвь Тайцзи цюань, в чистом виде, практически сошла на нет, так как единственный ученик мастера Ван Чжэннаня, Хуан Байцзя, занимая высокие государственные посты, практически не преподавал искусство.
Наиболее яркие личности северной ветви Тайцзи цюань: знаменитый Ван Цзуньюэ – получивший мастерство от даоса Юань Ю – ученика Чжан Саньфэна. Затем мастер Цзян Фа, получивший традицию от Ван Цзуньюэ и от одного из последних представителей южной ветви Гао Фэнчи. Именно Цзян Фа передал свое искусство в конце XVIII века Чэнь Чансину из деревни Чэнь цзягоу.
Официальная версия истории Тайцзи цюань, возникшая в коммунистическом Китае, умалчивала непрерывную линию передачи и приписывала заслугу его создания семейству Чэней, главным образом Чэнь Вантину, жившему в XVII веке, который, будучи инструктором боевой подготовки войск, уйдя в отставку, увлекся даосскими идеями и якобы создал свой Тайцзи цюань, обучал ему внуков и родственников. В действительности до мастера Чэнь Чансина ( XVIII век) в деревне Чэнь цзягоу практиковали только стиль Пао чуй («взрывные удары») шаолиньской традиции.