Занятия Тайцзи цюань - это прекрасная физкультура, в смысле способа воспитания тела. Если человек получает возможность быть правильно воспитанным, у него появляется неплохой шанс правильно вырасти. Слово "правильно" применительно к воспитанию и росту подразумевает, во-первых, что за процессом обучения стоят традиция и высокая культура, а во-вторых, что так воспитанный человек будет приспособлен не просто к выживанию, но к Жизни в этом мире.
Приобщаясь к китайской традиции, мы имеем дело с многовековым опытом, собранным и заботливо переданным людьми достойными и культурными во всех смыслах этих слов. Эта традиция, к счастью, непрерывная и жива и сегодня, несмотря на все те события, которые происходили и происходят в современном мире.
Телесная культура, разработанная в Китае, основывается на следующих принципах: естественность, сбалансированность, координация.
Естественность подразумевает осуществление любого движения с минимальными затратами сил, по оптимальной траектории. Естественность ведёт к точной спонтанности, но последняя является результатом работы по преодолению неправильных стереотипов движения, а не произвольностью выпущенной на свободу недисциплинированной зверушки. Поэтому в основе изучения любой традиционной школы ушу лежит работа с формами - последовательностью движений, запоминание и оттачивание которых даёт возможность изменить качество телесных реакций. Это непростая работа, требующая внимания, времени, постоянства. Таким образом, воспитание этой естественности с необходимостью приучает к дисциплине, развивает выносливость и растит волю.
Говоря о сбалансированности, мы имеем в виду заботу о правильном соотношении покоя и движения. В покое тело, будучи правильно выстроенным, имеет возможность расслабиться, быть отпущенным (китайский термин для расслабления - "сун" - буквально означает "отпустить, дав повиснуть"). Это состояние является источником накопления силы для точного движения. Движение - это выход силы, который сменяется покоем. В отсутствии воспитания и приобщения к телесной культуре нам свойственно двигаться и работать на износ. А за износом следует всепоглощающая усталость, из которой вытекает необходимость тотального отдыха, желательно до забытья. Такое метание между двух крайностей - результат отсутствия заботы о смене состояний, неумения расслабляться, отсутствия баланса. Это влияет на образ жизни, поступки, выборы. Будучи сбалансированным в движении, человек имеет гораздо больше шансов заботиться о гармоничности собственной жизни в целом.
Координация - это прежде всего непосредственная соотнесённость между собой частей тела, как в движении, так и в покое. Если тело скоординировано, оно будет чувствоваться удобным в любом движении, как хорошо сидящий костюм. Другое дело, что мы, не работая, не заботясь о теле сами, так привыкаем к неудобству, что можем попросту не замечать его... Поэтому очень важно получить возможность увидеть другие способы двигаться, возможность сравнить и выбрать.
В китайской телесной культуре есть также понятие "внутренняя координация". Под этим подразумеваются несколько уровней связей, о выстраивании которых можно и нужно заботиться, работая с телом. Любое телесное проявление в основе своей имеет мысль - образ этого проявления. Образ опирается на эмоциональное состояние, которое необходимо для его питания, как, например, кисти и краски для раскрашивания рисунка. А эмоциональное состояние, или сердце, должно быть ведомо духом, тем началом в человеке, которое одно только и может стать основанием для роста человека и постоянства движения по выбранному пути. Забота обо всех этих составляющих и о выстраивании действенных связей между ними является важнейшей частью практики традиционного ушу.
Это всё не просто красивые слова: в случае традиционного ушу за ними стоит конкретная методика работы с человеком. И в этом нам видится значимость того дела, которым мы занимаемся.