Некоторые особенности техники Синъицюань
Изначально техника Синъицюань, по-видимому, состояла из так называемых «десяти форм» (шисин), которые соответствовали десяти животным. В дальнейшем для удобства освоения материала в школе выкристализовалось то, что теперь считается базой и осваивается на первых этапах практики – раздел Усин цюань, «удары пяти стихий», - а количество «животных» форм выросло до двенадцати (шиэрсин). Усин, пять основных техник – пи (рубящая ладонь или кулак), бэн (пробивающий кулак), цзуань (буравящий), пао (взрывающийся) и хэн (поперечный) – соответствуют металлу, дереву, воде, огню и почве. Эти пять техник в сущности являются пятью разновидностями усилия-цзинь, которые соотносятся друг с другом, подобно стихиям, по принципу взаимопорождения и преодоления.
Одна из принципиальных особенностей Синъицюань – это единство атаки и защиты: защищаться, атакуя, и атаковать, защищаясь. Она прослеживается уже на стадии освоения пяти базовых ударных техник. Кроме того, Синъицюань отличается особой лаконичностью и кажущейся простотой, которые в действительности наиболее сложно даются практикующим – возможно, потому что требуют реального понимания принципа шести координаций, от которого зависит форма. Отсутствие понимания при крайне простой форме трудно выдать за его наличие, имитации тут не проходят.
Второй базовый раздел Синъицюань – это уже упоминавшиеся двенадцать форм животных (шиэрсин). В них для удобства передачи и запоминания были закодированы характерные для стиля техники и приемы, соотнесенные символически с образами определенных животных. Животным не подражали буквально, имитируя их движения, - задача состояла в том, чтобы воплотить в конкретной технике школы свойственное тому или иному животному качество, его характерную особенность, которая воплощалась в специфическом усилии, нарабатываемом практикующим. Были выбраны следующие двенадцать образов: дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица-тай, орел, медведь. Двенадцать одноименных техник представляют из себя двенадцать связок, в каждой из которых собрано по нескольку базовых приемов.
Удары пяти стихий (усин цюань) и формы двенадцати животных (шиэрсин) составляют изначальное ядро техники школы и изучаются вместе со специфическими комплексами внутренней работы (цигун) и разнообразными формами парной работы. После освоения этой базы практикующий может перейти к изучению более сложных форм (таолу), появившихся позднее и содержащих комбинированную технику усин и шиэрсин с привнесением и других технических действий, и техники владения оружием: шестом, копьем, прямым мечом, саблей-дао.
Три стадии обучения в Синъицюань
В методике обучения принято выделять три стадии, соответствующие трем уровням воплощения внутренней силы (нэйцзин):
- Первая из них – Минцзинь – «явное, светлое усилие» – соответствует начальной стадии обучения, на которой вся техника выполняется предельно явно, четко и мощно. Фазы накопления усилия, сжатия явно чередуются с фазами выброса усилия, то есть расширения. На этой стадии Синъицюань выглядит довольно жестко. Конечно, это не совсем та жесткость, которая свойственна «среднестатистическому» шаолиньскому ушу, однако, если сравнить Синъи стадии «явного усилия», например, с Тунбэй цюань, то последний выглядит гораздо более мягким, гибким и хлестким. Такое выполнение техники совершенно необходимо на этой фазе для того, чтобы сформировать специфическое целостное усилие, характерное для Синъицюань.
- Вторая стадия – Аньцзинь – «скрытое, темное усилие». На этой стадии движения Синъицюань выглядят гораздо мягче, выброс усилия приобретает не только взрывной характер, но может производиться и более мягко и растянуто во времени, что позволяет превратить удар в отбрасывающее или опрокидывающее действие.
- Третья стадия – Хуацзинь – «изменчивое усилие». Эта стадия предполагает такое мастерство практикующего, что одно движение может в соответствии с ситуацией трансформироваться в другое без разрыва между ними, то есть, опираясь на чужую силу, меняется и использует ее против нее самой. Именно этот высочайший уровень мастерства ставит Синъицюань в один ряд с собратьями по внутренней семье – Тайцзи цюань и Багуа чжан.