Есть обычай, широко распространённый как в Китае, так и за его пределами: любое место, связанное с изучением и передачей традиции, имеет алтарь. Алтарь - это своего рода воплощённое в материи сердце монастыря, школы или любого другого заведения, символ встречи нынешнего и будущих поколений с предками. На алтаре возжигаются благовония (в русской православной традиции свечи) – это момент памятования, один из способов проявления связи миров и времён. Если говорить о традиционной школе ушу, элементами алтаря являются изображения основателей и выдающихся учителей и их адресованные потомкам послания, которые, как правило, оформляются в виде каллиграфических свитков.
Текст парного свитка, лаконично выражающего идеологию школы «Уцзимэнь», сочинён моим наставником по каллиграфии мастером Чэнь Вэньфу:
В «Уцзимэнь» изучают культурное и практикуют воинское,
На высших буддийских небесах (Акаништха) совершенствуются в делах и питают жизненность.
無極門裏習文練武
有頂天中修業養生
Текст всего из шестнадцати иероглифов – это две фразы, в которых обозначены важнейшие для китайского мировоззрения понятия. Их подробная расшифровка могла бы стать предметом увесистой брошюры. Это мировоззрение сформировалось в результате встречи пришедшего в Китай из Индии в начале первого тысячелетия буддизма с традиционными для Китая учениями - конфуцианством и даосизмом. Одним из выражений феномена китайской культуры, образовавшейся в результате их встречи и синтеза, является лозунг "Три учения едины", очень спорный в корне, но очень рабочий в реальности.
«Уцзимэнь» – название школы – состоит из двух частей: «уцзи» (無極, буквально «отсутствие предела»), и «мэнь» (門, «врата»). В даосской картине мира «уцзи» - это состояние вселенной (и состояние сознания), в которой не произошло ещё деления на противоположности, чёрное и белое, красивое и безобразное, инь и ян. Это первооснова, потенциал возникновения всего сущего. «Мэнь» в данном контексте означает школу.
Понятие «вэнь» (文, «культура») применительно к человеку (文人 – «вэньжэнь» - культурный человек) означает, что он обогащён, то есть впитал в себя культурное наследие предков, интеллектуальное, духовное, душевное. Человек культуры обладает знаниями, причастен мудрости традиционных учений, является ценителем искусств. Иными словами, речь идёт о человеке со сформированным мировоззрением. «Вэнь» - это развитие в человеке его человеческой составляющей.
В противовес этому «у» (武, «воинское») – это развитие природной части человека или, можно сказать, его телесности. Есть традиционный взгляд на эту пару: «вэнь» - светлое, янское, «у» - тёмное, иньское. Культурное всегда было в приоритете по сравнению с воинским, потому что наличие у человека воинского мастерства можно сравнить с наличием оружия, а важность культурного начала – это важность собственно того, кто это оружие несёт, то есть человека.
Подробнее об этой паре речь идёт в статье «О том, что имеет смысл искать и что можно найти в занятиях ушу».
Высшие буддийские небеса (Акаништха). Высшая из четырёх сфер Мира Форм (有頂天, рупа дхату). Это земля будды Самантабхадры, который пребывает там в окружении будд и бодхисаттв, реализовавших десятую стадию Пути Просветления. На этих Небесах приобретается вечное тело, не подверженное старению. По некоторым источникам, Будда Шакьямуни, до того, как родиться в нашем «бренном» мире, пребывал на небесах Акаништха.
«Совершенствование в делах» и «питание жизненности» - это точно выстроенный способ существования в нашем мире, который уделяет внимание и тому, кто живёт, и тому, чем и как. Жизненность в узком смысле – это аналог нашего здоровья. Если шире, то под жизненностью подразумевается здоровье не только тела, но и души. Забота о жизненности, её питание – основа возможности любых достижений в этом мире (по-китайски эта забота называется «яншэн», подробнее - вторая половина статьи про цигун). Под совершенствованием в делах буквально, с точки зрения смысла иероглифов, надо понимать прежде всего становление образованным человеком. Но по большому счёту любое действие, за которое человек берётся по-настоящему, как за дело, может и должно быть местом совершенствования. Если еда готовится изо дня в день механически, это не стоит называть делом; если приготовление еды является делом, в этом процессе обязательно будет иметь место развитие, совершенствование. Секрет в том, что совершенствуя дело, процесс, человек тем самым совершенствует и себя.
Подводя итог, можно сказать, что в парной надписи намечены способ существования человека и пути его роста, характерные для китайской традиционной культуры (здесь позволю напомнить о существовании ещё одной статьи на эту тему). Способ правильного существования расшифровывается словосочетаниями изучение культурного, практика воинского, совершенствование в делах и питание жизненности. Пути роста намечены в начале обоих свитков: уцзимэнь – это выход за пределы проявленного, возвращение к изначальному состоянию, которому в даосской картине мира отдаётся безусловное предпочтение перед миром проявленным, в котором все мы пребываем. Что касается второго свитка, важно не само по себе словосочетание «мир желаний», а то, что оно вводит в текст алтарной надписи Дхарму, буддийское учение, которое является выражением Пути, указанного Буддой.
Продвигаться по пути нельзя без опор. В качестве таковых можно, например, рассматривать следующие качества, о взращивании которых стоит заботиться Ученику:
- Осознанность
- Ответственность
- Смирение
- Внимательность
- Терпение
- Доверие pharmaciepourhomme.fr
- Решительность
Подробнее о них можно прочитать в статье «Притчи и анекдоты» раздела «К размышлению».
Ещё одна очень значимая статья - О школе.