Контакты

+ 7-926-648-25-19

(WhatsApp и Telegram)

Москва, Старокирочный пер., 2 (м.Бауманская).

Перед визитом позвоните или напишите, пожалуйста.

ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ

Поиск

Новости

Онлайн-курс по Тайцзи цигун. Начало.

Первое занятие наметили на 18ое октября, пятница. Сюда ещё можно успеть... :)

 

Первое занятие в новой группе Тайцзи цюань

Наметили на воскресенье 29 сентября. Начало в 10.00. 

Вход свободный: можно прийти попробовать, познакомиться. Подробности.

Каллиграфия: ученики и их работы

Новый раздел на сайте: процесс и результат работы, атмосфера учёбы и творческого взаимодействия. Живое течение 文-вэнь, культурного начала. Любим и жалуем! 

Каллиграфия Александра Житомирского

Обновление в каллиграфическом разделе: добавлены работы Александра Житомирского, написанные в последние годы в различных почерках. К вашему любованию!

Онлайн-курс Тайцзи-цигун

В блоге появился анонс курса. Пора занимать места. Начало в октбяре.

Разъяснение семи внутренних качеств

Осознанность

Во многих духовных учениях то состояние сознания, в котором обычный человек проводит большую часть своей жизни, сравнивается со сном. Действующим как во сне каждый с лёгкостью признает человека безумного: он громко разговаривает сам с собой, жестикулирует, двигается так, словно пребывает сознанием в иной реальности, не имеющей отношения к тому, что его на самом деле окружает. Это сразу бросается в глаза другим людям. Но если нормальный, отнюдь не безумный в общепринятом смысле этого слова человек вдруг обнаруживает, что в действиях, которые он совершал только что – или совершает уже несколько часов кряду – функционировали разные запчасти его тела, возникали ощущения, может быть, имел место некоторый мыслительный процесс, но ЕГО САМОГО не было – разве это не проявление того же безумия?

Со стороны «спящий» человек может не производить впечатления ненормального. Вероятность этого снижает специально выработанный у нас, нормальных, чётко действующий предохранительный механизм – система автопилот. В таком «сне» мы продолжаем совершать привычные действия по привычной схеме, а пропажу себя и сами рискуем не заметить. Но в действительности это аналогично машине, идущей по заданному маршруту на автопилоте без водителя: во-первых, случись что-нибудь непредвиденное, не укладывающееся в рамки заданной программой ситуации, справляться с этим придётся тому же автопилоту, но будет ли согласен с его решением водитель, которому в конечном итоге придётся отвечать за последствия, – большой вопрос; во-вторых, нет в машине того, кто мог бы, например, наслаждаться прекрасным видом из окна или беседовать с попутчиками и т.д. Человек «бодрствующий», осознающий контекст происходящего, пронизанный многочисленными связями, и себя самого в этом контексте относительно этих связей, может адекватно действовать в любой ситуации, и любая его акция или реакция будет живой, непосредственной, то есть немеханичной.

Осознанность иногда определяют как «пребывание в здесь-и-сейчас», но более точным кажется говорить как минимум о двух измерениях осознанности: горизонтальном и вертикальном. Если горизонтальное измерение можно соотнести с тем, что окружает человека в данный момент, что происходит с ним самим и в нём самом по этому поводу, то состояние осознанности будет в таком случае бытием в здесь-и-сейчас. Что касается вертикального измерения, то осознанность в нём предполагает способность человека прокладывать курс движения во времени и следовать ему, то есть ставить перед собой разного уровня задачи и решать их. Если человек теряет осознанность на горизонтальном уровне, его жизнь напоминает движение транспорта из пункта А в пункт Б сквозь пустоту, и это можно сравнить с функционированием машины. Если же осознанности нет в вертикальном измерении, человек просто пребывает, и это подобно жизни растения.

Притча о подушечке

Однажды в гости к японскому мастеру фехтования пришел его старинный приятель. Мастер решил за чаем продемонстрировать ему достижения своих учеников, и велел одного за другим позвать в комнату троих из них. На раздвижные двери комнаты он положил маленькую подушечку для иголок так, что она непременно должна была упасть на входящего.

Первый из учеников выхватил меч и разрубил подушечку пополам.

— Неплохо, - отметил мастер, - но тебе еще многому предстоит научиться.

Второй из вошедших мечом прижал подушечку к двери раньше, чем она успела упасть.

— Хорошо, - похвалил мастер. – Продолжай в том же духе.

Третий ученик поймал подушечку на лету рукой и с улыбкой протянул ее мастеру.

— Отлично, ты научился главному, - были слова мастера.

Притча об осознанности 

Один монах пришел раз в дождливую погоду навестить чаньского мастера. Он разулся и оставил у порога дома свои обувь и зонтик. Войдя и поздоровавшись, он обратился к учителю с просьбой побеседовать с ним о Дхарме ( Дхарма – буддийское учение.). Учитель, внимательно глядя на него, спросил: «Входя сюда, ты оставил свой зонтик справа или слева от туфель?» На лице монаха отразилась растерянность, и он не нашел, что ответить. «Вот и поговорили», - сказал учитель.

Ответственность

Способность принять на себя ответственность – главное, что отличает взрослого человека от ребёнка. Ответственный человек ОТВЕЧАЕТ за принятие решения, за его воплощение, за последствия, которыми откликнется на него мир. Отвечать – значит понимать, что Я ЕСТЬ, я первый, крайний, что нет передо мной широкой спины, за которой в случае чего можно спрятаться, а ещё лучше вообще из-за неё не вылезать. Ответственность – это выход на свет из тени. Можно выделить также понятие внутренней ответственности. Человек сложно устроен, он напоминает большой дом со множеством комнат и немалым количеством слуг, которые умеют делать разную работу. Каждый из обитателей дома должен выполнять свои обязанности, исправно служить и не вносить суматохи в должное функционирование общего целого. Такое положение дел в доме может обеспечить только хозяин. Если место хозяина пустует, каждый из слуг норовит выбиться в управляющие. Это может удаться одному из них, но вот его уже сменил другой, затем третий… Такая ситуация представляется весьма плачевной. Что до «дома» ответственного человека, дела в нём всегда находятся под контролем хозяина.

Притча о чайнике вина 

Семеро старичков решили отпраздновать вместе новый год и выпить вина. Они договорились, что каждый принесет по маленькому чайнику напитка, которым можно будет наполнить большой чайник, чтобы подогреть вино на огне. Один из старичков подумал: «Нас семеро, и если я принесу в своем чайнике воду вместо вина, вылитая вместе с тем, что принесут в своих чайниках другие, она составит лишь одну седьмую часть напитка. Вино и так останется достаточно крепким, и никто ничего не заметит». Каждый из его приятелей подумал точно также – и в итоге на новый год старички пили подогретую воду. Праздник удался.

Смирение

Если с принятием на себя ответственности человек «появляется» сам, то, практикуя смирение, он позволяет появиться миру, а себе – быть с миром. Необходимость человеку смирять себя предполагает наличие оппозиции между «внутри» и «снаружи», своим и чужим, собой и другим, и это действительно наше базовое состояние на пути развития. Смиряя себя, приглушая собственное звучание (гордыню, чувство собственной важности), человек становится более чутким к многообразию мелодий, звучащих вокруг, учится впускать их в себя, давая право жить всем и каждой из них. Величайший мудрец Поднебесной Конфуций говорил так: «Когда нас трое в пути, каждый из двоих спутников может стать моим наставником. Я выбираю хорошее и следую ему, плохое же служит предостережением и помогает исправиться».

Взращивая в себе смирение, человек становится способным выйти за рамки собственных представлений и опыта, получает возможность вступать в контакт с миром, учиться, развиваться. Мир, который таким образом может быть обнаружен человеком, загадочен и непостижим, зачастую совершенно не соответствует его ожиданиям и представлениями, порой кажется несправедливым. Действительно мудрым в этом мире будет честное признание того, что «я знаю, что ничего не знаю».

Притча о «глупом» старике 

У одного старика была в хозяйстве лошадь, днем паслась в поле, а вечером сын старика приводил ее домой. Раз случилось ему вернуться без лошади.

— Убежала, - говорит.

Пришли к старику соседи и давай причитать:

— Горе-то какое! Единственную лошадь потерял!

— Может быть, может быть, - только и услышали от старика.

— Глупец, - единодушно решили соседи.

На следующий день старикова лошадь вернулась и привела с собой несколько диких лошадей. Соседи сбежались к старику.

— Счастливые вы! Такое вам подспорье в хозяйстве! – твердили наперебой.

— Может быть, может быть, - отвечал старик.

Пару дней спустя сын старика, объезжая одну из лошадей, упал и сломал ногу.

— Ой беда, беда! – снова пустились причитать соседи, а старик по-прежнему твердил только: «Может быть, может быть…»

Через неделю в деревню приехали и забрали всех молодых парней в солдаты. А старикова сына не взяли – нога-то сломана. Все может быть…

Терпение

Под терпением, как правило, подразумевается мучение, которое героически выдерживается со стиснутыми зубами, кулаками: «вынес», «стерпел»… В нашем случае терпением скорее можно обозначить соизмерение своих сил и возможностей со временем, особого рода умную настойчивость. Путь самосовершенствования, как и практика любого искусства, долог и труден. «Терпеть» означает, с одной стороны, справляться с трудностями, проявляя решимость и волю, а с другой, не спешить, чтобы действительно продвигаться в деле, а не изображать и имитировать достижения.

Тянуть ростки, помогая им расти

Один человек решил заняться выращиванием бобов. Сделал он все необходимые приготовления и посадил семена. Каждый день приходил он в огород и подолгу стоял, глядя на грядку, - так ему не терпелось, чтобы посаженные бобы поскорее дали всходы. Но и после того, как ростки появились, он не перестал ежедневно по нескольку раз проверять свой огород. Раз сосед увидел, как этот человек, склонившись над грядкой, легонько тянет бобовые всходы, росток за ростком. «Чем это ты занимаешься?» - удивился сосед. «Тяну ростки, помогаю им расти – все быстрее будет, чем сами», - ответил человек. Так продолжалось несколько дней, после чего всходы завяли.

Притча о двух аскетах

Однажды Бодхисатва Манджушри шел по лесной тропинке и увидел сидящего под деревом аскета. Аскет, заметив Бодхисатву, поклонился и решился задать вопрос о том, скоро ли ему удастся достичь просветления. Манджушри улыбнулся: «Совсем скоро: в следующем воплощении ты станешь просветленным». На аскета, однако, его слова произвели удручающее впечатление: он бросился на землю и зарыдал, - так сильны были его надежды на воплощение нынешнее. А Манджушри пошел дальше и через некоторое время увидел еще одного адепта, практикующего под раскидистым фикусом. «Скоро ли суждено мне достичь просветления, о Бодхисатва?» - обратился к Манджушри аскет. «Тебе осталось столько воплощений, сколько листьев на этом раскидистом фикусе», - с улыбкой ответил Манджушри. Лицо аскета просияло. В этот момент Манджушри чихнул, да так, что порыв ветра сорвал с фикуса все листья. Аскет в тот же миг обрел просветление.

Внимательность

Занимаясь ушу, человек так или иначе увеличивает запасы личной силы, внешней и внутренней, растит волю, растет его уверенность в себе. Пропорционально этому росту непременно надо взращивать в себе и такое качество, как внимательность, дабы не превратиться в носорога. Известно, что это грозное животное очень плохо видит по причине близорукости, поэтому то, что привлекает его внимание – слух, обоняние, - может запросто стать объектом разрушения. Самый простой пример ситуации, в которой надо быть внимательным, - контакт с партнером в процессе тренировки. Особенно, если Вы опытнее, сильнее. Далее можно говорить о необходимости внимательности к процессу тренировки вообще и к учителю-инструктору в частности. Распространять внимательность полезно и за пределы зала – на родных, знакомых, коллег, начальников.

Внимательность может появляться там, где человек способен посмотреть на то, что вроде бы знает, на то, к чему привык, как-то иначе – найти новый угол зрения. В китайской каллиграфии есть принцип «белое определяет черное». Это означает следующее: чтобы лучше понять авторские особенности иероглифа, написанного «черным по белому», надо посмотреть, как в написанном живет фон, как он определяет черты иероглифа, как он его «делает». Тогда проступает своеобразие, будучи лишенным которого, все безлико – и иероглиф, и партнер в зале, который из человека превращается в снаряд-тренажер для отработки упражнения. Невнимательностью к себе самому, человек и самого себя обрекает на превращение в снаряд-тренажер.

Притча о внимательности

Повел однажды учитель своих учеников в анатомичку.

— Главное качество, необходимое хирургу, - отсутствие брезгливости, - провозгласил учитель, произвел некую манипуляцию с представленным на столе внутренним органом, затем облизал палец.

— Кто сможет повторить? - спросил учитель.

Вызвался один из учеников. Повтор действий учителя закончился облизыванием пальца.

— Хорошо, - похвалил учитель. – Но вот второе качество, необходимое хирургу – внимательность: я испачкал один палец, а облизал другой.

Доверие

Одному советскому молодому человеку, в течение пяти лет изучавшему японское карате и некоторое время потратившему на самостоятельное изучение китайского ушу, выпала счастливая возможность познакомиться с китайцем, который оказался весьма сведущим в Тайцзи-цюане. С первой же встречи китаец откликнулся на просьбу юноши и сказал, что может ему помочь удовлетворить интерес к ушу. Юноша очень хорошо представлял себе, почитав книжек и послушав, что люди говорят, чему его должны учить, знал даже как. Отчасти ему хотелось продемонстрировать свою грамотность и подготовленность в данном вопросе. В течение полугода китаец, встречаясь с юношей, выслушивал его многочисленные вопросы, иногда выражал искренний интерес, листал книжки, которые привозил ему молодой человек, – но тренировки все не начинались. Юношу постепенно стало охватывать ощущение безнадежности, он решил, что китаец просто водит его за нос, посмеиваясь в кулак. Отчаявшись, он решил, что на нет и суда нет, и однажды, не желая тем не менее прекращать отношения совсем, просто пришел в гости, без всяких ожиданий, без планов. И тут китаец, почувствовав его состояние, мягко похлопал по плечу и сказал: «Теперь пойдем заниматься». Именно тогда в ответ на то, что молодой человек позволил себе стать учеником, китаец согласился быть его учителем.

Только при условии наличия доверительного контакта с учителем можно в действительности чему-то научиться. Нужно помнить, что это Вы пришли к учителю и вольны в любой момент уйти. Но если уж Вы здесь, глупо быть не в контакте. Хотя, конечно, доверие – это одновременно и риск, особенно если Вы думаете, что Вам есть что терять.

Один из учителей говорил так: «Успех в изучении ушу зависит от трех составляющих: от тебя, от учителя и от группы соучеников. Эти три составляющие равноценны». Если в группе возникает специальная атмосфера работы, внимательности друг к другу и доверительного контакта, это может быть очень существенной добавочной силой к личным усилиям каждого занимающегося. Правильный настрой в группе, в формирование которого свою энергию вносит каждый из участников, позволяет справиться с теми трудностями и барьерами, которые в одиночку преодолеть почти невозможно.

Притча о доверии к учителю

Один вьетнамский мальчик очень хотел изучать ушу visa förlagets sida. Кто-то сказал ему, что странствующие китайские врачи иногда берут к себе молодых людей в ученики. Мальчик пристал к одному такому врачу. Тот долго отнекивался, но в конце концов заявил: «Хорошо, я согласен. Только я сегодня же отправляюсь в дальний путь домой, времени у меня нет, тебе придется тотчас проститься с родными и оставить свой дом». Мальчик так и сделал.

Оказалось, что дома у учителя уже живет один ученик, годами чуть постарше вьетнамского мальчика. В течение десяти лет мастер обучал обоих боевому искусству, а по прошествии этого времени сказал: «Теперь вы должны пройти испытание. Только тот, кто выдержит его, останется со мной и будет учиться дальше».

Учитель повел молодых людей в лес к глубокому оврагу, дно которого было усеяно мечами, воткнутыми остриями кверху. «Вы должны перепрыгнуть овраг – таково испытание», - молвил учитель. Юноши поглядели на овраг, и обоим стало ясно, что перепрыгнуть его невозможно. Старший отказался прыгать. А младший подумал: «Разве может учитель хотеть моей смерти? Будь что будет…» Он разбежался и прыгнул, а учитель, стоявший на самом краю оврага, наградил его таким пинком, что юноша перелетел через овраг, избегнув, казалось бы, неминуемой гибели. Он остался жить с мастером и еще долго учился у него.

Решительность

Притча о том, как Ананда достиг просветления

Эта притча была рассказана ныне покойным буддийским Наставником Шэн Янем.

Ананда был любимым и самым преданным из учеников Будды. Долгие годы, следуя за Буддой, он отвечал за принятие решений по всем хозяйственным и организационным вопросам, связанным с деятельностью общины. Кроме того Ананда обладал удивительной памятью: он точно запоминал все слова, произнесенные Буддой во время проповеди. Однако непосредственно в медитативной практике Ананда сильно продвинуться не смог – все некогда, все при Учителе. Поэтому только он из наиболее близких пятисот учеников не достиг просветления к моменту ухода Будды.

Самый старший из просветленных учеников Будды Кашьяпа собрал всех просветленных учеников, дабы решить после ухода Учителя судьбы Учения. Ананда им приглашен не был. На вопросы других учеников Кашьяпа отвечал, что Ананда, не достигший просветления при жизни Будды, присутствовать на собрании не может. Остальные ученики принялись уговаривать Кашьяпу, и он вроде бы согласился на присутствие Ананды, но когда того позвали, Кашьяпа снова склонился к тому, что ему на собрании не место. Эта ситуация повторялась несколько раз: Ананду звали, а затем все-таки просили удалиться. В конце концов раздраженный и отчаявшийся Ананда уединился для медитации и дал страшный обет, что не встанет, пока не достигнет просветления. Оказалось, что только нерешительность отделяла его от просветления – приняв обет, Ананда тотчас обрел то, к чему стремился. А Кашьяпа таким образом позаботился о том, чтобы Ананда решился.

Наставник Шэн Янь назвал эту решительность «маленьким Буддой», которого каждый может, обнаружив в себе, превратить в большого.