Эта статья посвящена рассмотрению некоторых психологических аспектов, относящихся к соприкосновению женщины со сферой боевых искусств.
Занятия ушу могут быть либо априори мужской практикой, либо не имеющей пола – такая практика оказывается вне или над различением на мужское и женское. Группа базовой подготовки Цзибэньгун у нас представляет собой первую ступень в изучении как ушу, так и цигун. Материал, осваиваемый в течение этих первых года-полутора, практически не предполагает специфики, которая могла бы быть классифицирована как «мужская» - фактически, речь о боевых, например, аспектах в этом курсе практически не ведётся. Это особого рода физкультура, должным образом готовящая тело для дальнейших занятий. Практика Тайцзи цюань, как и занятия цигун, также скорее не имеет пола, а если и имеет, то мужское в ней очень чётко сбалансировано выделением именно женских аспектов мировосприятия: чуткости, мягкости, расслабленности, пассивности.
В общем, заниматься Тайцзи можно начинать и сразу после освоения материала базового курса, но по-хорошему, если позволяют физические параметры, как молодым людям, так и девушкам рекомендуется уделить время и силы освоению стиля Ланьшань цюань, который относится к внешнему направлению ушу (помним, что разделение на внешний-внутренний до известной степени условно). Это основательно укрепит и разовьёт тело, а кроме того в индивидуальной наработке и парном взаимодействии заложит основы понимания техники собственно боевого искусства. На таких основаниях можно приступать к изучению Тайцзи не как разновидности цигун, а как очень рафинированного боевого искусства, постольку, поскольку Тайцзи цюань – это, действительно, прежде всего один из стилей ушу. Но при этом надо иметь в виду, что занятия Ланьшанем – это практика с очень ярко выраженной мужской спецификой. Эта ступень представляет собой весьма узкое место для женщины, которая хочет заниматься ушу. Как, впрочем, и для мужчины… Особенно, если женщина зачем-то собралась с достаточной степенью серьёзности им заняться. Стоит получше разобраться с этим «зачем-то», и это должно быть не однократной акцией – «а, всё понятно – за этим» - а стать объектом постоянного пристального внимания.
Итак, зачем женщине практика ушу? Так получается, что Ланьшанем хотят и начинают заниматься, как правило, девочки (не в смысле юного возраста, а в смысле пола), так скажем, не девачковые, а мальчиковые. Речь идёт не о том, что, глядя на такую девочку, с трудом можно определить, что это не мальчик – не о внешних характеристиках. Речь о таких девочках, которые некоторыми особенностями своего характера похожи или стремятся быть похожими на мальчиков. Можно считать эти особенности не собственно девочкиными, а проявлениями её мальчиковой природы – или внутренней фигуры мальчика, которая в девочке – иногда в тайне от неё самой – живёт. Если не отслеживать и не заниматься правильной расстановкой, распределением функций между собственными женской и мужской фигурами, может так получиться, что девочка из женщины превратится в мужеподобного монстрика, благо современное общество вполне поощряет подобного рода трансформацию. Особенно велика эта вероятность в том случае, если собственно женская фигура в девочке ещё недостаточно сформирована или угнетается, а мужская/мальчиковая наоборот поощряется.
Почему так может быть? Помимо нынешних тенденций в социуме, как внешнего фактора, возможных внутренних причин может быть множество и в каждом конкретном случае у девочки есть свои резоны быть «мужественной». Понятно, что резоны эти корнями тоже уходят в разные внешние обстоятельства: детство, особенности воспитания, образования, прошлые жизни и пр. Одной, например, по молодости нравилось чувствовать себя «крутой пацанкой» на фоне некоторых из своих слишком трепетно-нежных подружек: типа через лужу перемахнуть, на дерево залезть… этакий романтический юношеский протест против изнеженности, барышневости. Другой по плечу было быть «сильным парнем», на которого можно положиться в тех ситуациях, когда другие парни ковыряют в носу: типа потаскать сумки-парты-вёдра-скамейки-лодки и пр. и быть ответственной и первой. С этими проявлениями рука об руку идут ощущение собственной силы, удивление окружающих, чувство собственного превосходства – и всё это доставляет немало приятных ощущений… Но это всё очень мужские радости. Мужские не в том смысле, что они по праву полагаются мужчинам и им к лицу, а в том, что когда чем-то подобным наслаждается женщина – это говорит в ней мужская часть её природы. Другой девочке нередко доводилось быть свидетельницей того, как сильный обижает слабого, который ничего не может ему противопоставить, и она раз и навсегда решила, что сама в ситуации угнетаемого не окажется, а станет такой, чтобы при необходимости суметь оказать достойный отпор, отстоять себя. Это «решение» не всегда принимается сознательно, при этом курс «на силу» берётся при определённых условиях, условия жизни девочки с тех пор сильно меняются, но она по-прежнему растит себя «для войны» - сильной, такой сильной, что это грозит разрушить её женственность. А она и не ведает об этом, потому что не помнит о «решении» и не вспомнит, если не будет внимательно к себе присматриваться. Наверное, у каждой девочки, если вот так обратить на это пристальное внимание, найдётся немало своих резонов-драйвов (стимулов, влечений) питать свою мальчиковую составляющую, резонов как кайфовых, так и, напротив, компенсаторных или деструктивных.
Зачем женщине мужская сила? Что будет, если она её, не дай Бог, обретёт? Станет ли ей от этого лучше?... Здесь везде большие знаки вопроса.
Если говорить о Китае, то там женщины действительно занимались боевыми искусствами. Но, с одной стороны, те женщины, которые себя этому посвящали, считались отдельными от общества, как впрочем и мужчины – это особая реальность, и говорить о ней в нашей ситуации смысла мало. С другой стороны, нередко, получая эти специальные знания, они осваивали вместе с тем массу сугубо женских навыков, и в результате имели возможность развиваться всесторонне и гармонично и причастность к воинскому кругу не делала их в обществе изгоями из женского. Очень хороший пример такой женщины, пусть и романтически идеализированный, - подруга Ли Мубая в фильме «Затаившийся тигр, крадущийся дракон». У нас же ситуация совершенно другая, она гораздо менее безопасна, чем у прежних китайцев, в том смысле, что в нашей культуре нет традиционных механизмов для регулирования ситуаций такого рода развития женщины. Их нынче нет и в Китае, поскольку на уровне системы процессы разумно направляются только в традиционном обществе, а в наше время индивидуализма каждый должен заботиться о себе сам.
В нашей школе транслируется преимущественно женское. У нас не поощряются попахивающие соревновательно-гоночным душком поползновения, сознательно не заводится эта машинка, даже среди мальчиков. Но дело в том, что она сама по себе в каждом из нас включается, у мальчиков по-своему, у девочек по-своему. Симптомы могут быть очень разные. Один из первых симптомов, при котором девочке стоит начать беспокоиться, - это неспособность принять факт, что мальчик сильней. Сознательно, конечно, все мы находимся в правильном месте. Но большая часть конструкции нашей психики, как подводная часть у айсберга, находится вне осознавания. Это «подводное» может быть замечено опосредованно в ситуации парного взаимодействия на занятиях, например, когда девочка, умом понимая, что мальчик её сильней, рефлекторно, на уровне телесных реакций всё равно не позволяет себе ему уступить. Если замечена такая реакция, то вот вам и симптом.
О мужской и женской природе
В китайской культуре с темой начал, мужского и женского, дело обстоит так: ян – сильное, мужское – и конечное, а инь – слабое, женское – бесконечно. Бесконечное побеждает конечное: побеждает – и рождает, побеждает – и рождает… Китайские объяснялки обычно относятся к сексуальной сфере, и там совершенно очевидно, насколько женщина сильней. Ближе к нам это устроено вот как: мужская сила и энергия направлены во времени – мужчина хочет, задаётся целью, движется к ней и оказывается там. А женская сфера – это плоскость, срез, который здесь и сейчас, то есть это процесс, забота о нём, а не о конечном результате. Если говорить конкретно о занятиях ушу, это не значит, что надо перестать хотеть получить от них то, чего хочется, в качественном виде. Имеется в виду, что прежде всего нужно выделять и заботиться о ежесекундном процессе. А если женщину заботит результат, то она уже мужчина. И это сразу делает её слабой. Обострённое внимание к процессу – это самое главное качество в занятиях. И это очень женское качество. Мужчинам оно тоже необходимо, но им даётся труднее.
Правильным является понимание, что в психическом, эмоциональном, энергетическом планах мы делимся не на мужчин и женщин, а являемся скорее носителями качеств, присущих мужской или женской природе. В каждой женщине, как и в каждом мужчине, есть как женская, так и мужская часть. А ещё лучше сказать части или фигуры или персонажи – ведь каждый из нас весьма многолик. Но для простоты остановимся на простой дихотомии мужского и женского в единственном числе. Эти природы или начала могут проявляться в правильном или неправильном ключе.
Правильное мужское может проявляться, например, в стремлении к достижению и исследованию собственных пределов: пределов силы, скорости, выносливости, страха, равновесия и т.д. Правильно по-мужски – учиться на собственной границе (том пределе, который допускает максимального приближения, но позволяет оставаться целостным, не рассыпаться) встречаться с другим – пограничный контакт, в результате которого возможно, вероятно, и расширение пределов и даже выход за них. Состязательность, наличие рядом другого может быть одним из стимулов к поиску, обнаружению и освоению собственного поля и его границ. Но состязательность, выродившаяся в конкурентность, борьбу за лидерство, оспаривание крутости, первенства, с лёгкостью переходит в неправильное мужское поведение. Тогда на месте поисков и работы оказывается пустая возня, главным призом в которой становятся не слишком чистые эмоции.
Правильное женское можно выразить одним словом – БЫТЬ. То есть быть внимательной к собственному состоянию, к собственным желаниям, возможностям, потребностям. Женщине про это природой дана универсальная подсказка – это необходимость блюсти и бережно относиться к собственным циклическим ритмам. Женщина не просто может, но должна себе позволять в определённые периоды «залегать на дно» - для того, чтобы в другие, соответственно, полноценно всплывать на поверхность. Поэтому, если мужское движение – это прежде всего расширение от центра к пределам собственного поля, движение наружу, то женское – это собирание себя к собственному ядру, движение внутрь.
Это, конечно, не значит, повторим, что прислушиваться к себе и правильно следовать потребностям собственного тела или более тонких структур является исключительно женской прерогативой. Если молодой человек занимается не на "слабо", не по принципу «быстрее-выше-сильнее», а заботится о правильной организации процесса, ему также стоит учитывать потребности как мужской, так и женской собственных составляющих.
Неправильное женское может выражаться, например, в потакании собственной слабости, в безволии, чрезмерной пассивности, лени… У каждого человека, если он честен с собой, есть не вызывающая вопросов способность отличить свои настоящие потребности, например необходимость сделать передышку, от липовых уступок голосу, который сладко шепчет: «да ладно, оставь… в другой раз как-нибудь…» peut être trouvé ici
Обобщить вышесказанное можно следующим образом: мужская природа совершенствуется в достижении, преодолении, раскрытии всей полноты собственного потенциала – в действиях, для совершения которых необходима сильная воля. Что касается женской природы, то одной из задач, относящихся к сфере её развития, является признание собственных силы и слабости, принятие на себя ответственности как за одно, так и за другое и умелое обхождении с этой своей данностью. Обе природы, проявляющиеся в каждом человеке вне зависимости от того, чем конкретно он занимается, нуждаются в осмыслении, принятии, питании и воспитании. Забота об этом - один из факторов гармоничного развития Человека.
Итог
Эту довольно непростую тему надо прежде всего решиться иметь в виду. А работа по ней может состоять, например, в том, чтобы поначалу просто наблюдать за собой в процессе тренировок, наблюдать за своим отношением, за тем, что и как делается, периодически просматривать и оценивать свою мотивацию к занятиям, свои драйвы и шире – вообще обращать внимание на то, как соотносятся проявления женской и мужской природы по жизни. Можно повспоминать о себе, откуда и как у этой темы по жизни растут ноги. Можно и нужно по этому поводу быть в контакте с собой. А ещё не забывать о том, что пытаться справиться с проблемной ситуацией, буде таковая обнаружится, в одиночку – это очень мужская позиция. И в данном случае слабая, поскольку нередко корни женской неправильной «мужественности» оказываются столь глубоки, что по-хорошему только толковый психотерапевт может помочь до них докопаться. А если не докапываться, то запросто может получиться так, что без нашего ведома некто внутри нас, выбравший некогда направление движения, пашет в определённую сторону – и совсем не в ту, в которую нам бы теперешним хотелось бы. А мы пашем с ним вместе, и если сторона выбрана неверно, то чем больше мы стараемся, тем дальше оказываемся от возможной истинной цели…