Не человек – для ушу, а ушу – для человека.
«Почему Вы решили заняться ушу?» Обычно, начинающие на этот вопрос дают весьма расплывчатые, а порой совершенно загадочные ответы: «для гармонии», «для здоровья, а то совсем плох, ну, и близких защищать», «чтобы контролировать себя», «чтобы познать себя, Дао, пустоту (ненужное подчеркнуть)», «хочу быть как Джеки Чан», «похудеть»…
Если со «здоровьем» и «Джеки Чаном» еще более или менее ясно, то от слова «гармония», «контроль», «познание» наводят на мысли о каких-то весьма специфических ожиданиях. Именно эти ожидания, по-видимому, заставляют людей набирать в сетевых поисковиках слово «ушу» (или «цигун» и пр.), а не, например, «оздоровительная гимнастика», «рукопашный бой», «бокс»… С последними проще – там понятно, чем занимаются. Там нет загадочного ореола, специфической дымки какой-то философии или духовности.
А за ушу ведь, в самом деле, что-то есть. Это «что-то» - Китай с его пяти тысячелетней культурой, своеобразным мировоззрением и духовными учениями, в соприкосновении с которыми развивались традиционные боевые искусства. Можно наивно думать, что, придя на первое (второе, десятое…) занятие, удастся сразу получить это «что-то». Однако, как и в любом серьезном деле, достаточно быстро выясняется, что к цели необходимо прокладывать дорогу и терпеливо по ней идти – иными словами, вопрос «что я хочу получить?» влечет за собой следующий: «как я смогу это сделать?»
Так вот, в смысле неизбежного «как» - первая простая задачка от этой самой философии, можно сказать, духовная: действительно организовать для себя эти занятия. Для начала речь идет о двух тренировках в неделю – совершенно необходимом минимуме для начинающих. Но по дороге выясняется, что в ткани жизни даже для этих двух раз выкроить место не так-то просто: то то, то се… - и оно уже идет, как получится. А в действительности только с теми, кто может эту задачку решить, есть о чем говорить дальше. Многие сразу обозначают духовность как одну из важнейших мотиваций к началу практики, а спустя какое-то время жалуются, что, дескать, «тут у вас этого маловато». На это можно ответить словами классика: «красота – в глазах смотрящего». Пресловутой духовностью нельзя накормить с ложечки посредством демонстраций и объяснений. Зато движением по этому пути может стать ответственное отношение к делам своей жизни, в частности, к «двум тренировкам в неделю».
Принципиальность поддержания такого ритма занятий в центре может кому-то показаться странной. Попытаюсь объяснить: дело в том, что в отличие от многих других мест, вроде фитнес клубов, куда люди приходят «позаниматься», у нас с самых первых ступеней практики – с группы базовой подготовки Цзибэньгун – ученикам начинает раскрываться целостная система упражнений, методов и принципов. Знакомство с этой системой и освоение ее – это процесс, требующий последовательности и непрерывности, как в объяснении материала, так и в его проработке. На каждом занятии ученики получают новую порцию информации, которую необходимо усвоить для того, чтобы качественно продвигаться дальше. Только реально согласившись войти в такую ситуацию – по сути, ситуацию учебы, - имеет смысл приступать к занятиям в нашем центре.
Как следующий этап работы можно обозначить задачу сформировать привычку заниматься самостоятельно. Это, скорее всего, потребует пересмотра и, возможно, отказа от ряда не очень полезных старых привычек – а это уже серьезная работа над собой. Ведь из привычек складывается образ жизни, а Ваш образ жизни – это Вы. Я отнюдь не имею в виду, что забота о теле должна стать центральным местом в Вашей жизни: разумеется, есть множество сфер, о которых человек должен постоянно заботиться.
Первое, что можно благодаря правильно организованным занятиям приобрести, - это привычку заботиться о теле (или лучше сказать: для начала – о теле). Не для пугливых: смерть не за левым плечом – она гораздо ближе, она уже в нас. Если Вам 20, то, может быть, еще непонятно, о чем я; если 30 – может быть, уже кое-что отзывается; а если 40, то отзывается уже наверняка. Смерть живет в теле как слабость, вялость, как скованность, напряженность, как неудобство и боль, как болезнь и, конечно же, как состояние. Так вот противостоять ей нужно. И чем раньше Вы начнете это делать, тем лучше для Вас. Ведь когда про это становится совсем понятно, обычно уже бывает немножко слишком поздно… pharmaciepourhomme.fr
Что значит «культура заботы»? Это значит, что из всего, что дается на занятиях, Вы можете собрать необходимый именно Вам набор техник, ежедневно приводящих Ваше тело в должное состояние, поддерживающих и питающих его. Одной из составляющих такого рода культуры является, например, физическая нагрузка, которой катастрофически не хватает в обычной жизни большинству из нас.
Иными словами, минимум, который стоило бы получить от занятий, – это инструмент для гармоничного телесного развития, физкультура в высоком смысле этого слова. Уже курс базовой подготовки может предоставить все необходимые для него компоненты. Но приобретение этого инструмента потребует от Вас вложений – отдача всегда оказывается им пропорциональной. Под вложениями я имею в виду усилия, необходимые для того, чтобы выделить в жизни место практике. Решая эту задачу, Вы можете проверить истинность своей мотивации, а вкладывая волю, настойчивость и терпение, немного вырасти в духе.
И вот еще о чем стоит сказать. Многие хотели бы заниматься у почтенного китайского мастера, а не у какого-то непонятного чьего-то ученика; многие нацелены исключительно на внутренние стили – видимо, им очень нравится это слово: столько всего можно нафантазировать… Но чем бы и у кого бы мы ни занимались, мы всегда сталкиваемся с собой – персонажем сложным, носителем целого набора состояний, настроений, стремлений, часто весьма противоречивых. Научиться ориентироваться и разбираться в них, делать осмысленный выбор, прокладывать маршрут и следовать по нему – вот еще одна духовная задачка.