Как выглядел Тайцзи цюань до его официального появления в миру (в середине XIX века)? Как выглядели старые школы, относящиеся к традиции нэйцзя цюань, внутренней семьи?
Вот вам фактически живой динозавр – Мяньчжан цюань (绵张拳), «Кулак Мягкого Чжана».
На видео представлен короткий комплекс, в котором, как говорят, «спрятано семьдесят два смертоносных приёма», и применения некоторых из содержащихся в нём движений. Демонстрируют мастер Ши Цзяньи (石建义) и его ученики.
Коротко про историю этого стиля:
Обычно историю Тайцзи начинают с легендарного Чжан Саньфэна, даты жизни которого расплываются на период с XI по XVI века, то ли потому, что жил так долго, то ли потому, что их, Чжан Саньфэнов, было несколько. Известно также, от кого он получил своё искусство – и эта линия прослеживается до IV в.н.э.
После Чжан Саньфэна ветвей Тайцзи цюань было две: северная, в которой известны такие имена, как Ван Цзунъюэ, Цзян Фа, Чэнь Чансин, Ян Лучань и уже от него все более менее известные нам стили Тайцзи цюань, – и южная, гораздо менее известная, в которой фигурируют такие имена, как Чэнь Чжоутун, Чжан Сунси, Ван Чжэннань и Хуан Байцзя.
Чжан Сунси (张松溪) жил в период династии Мин и прославился своим искусством. Шаолиньские монахи-бойцы, отправившиеся в юго-восточные провинции, чтобы возглавить операцию по «зачистке» побережья от свирепых японских пиратов, державших эти территории под контролем, прослышав о мастерстве Чжана Сунси, напросились на встречу с ним и, испытав это мастерство на себе, были сильно обескуражены. В шаолиньских хрониках есть отчёт об этом событии, в котором искусство Чжана было названо «короткие удары Мягкого Чжана» (绵张短打 мянь чжан дуань да).
От того, что передал своим ученикам Чжан, тоже пошло несколько направлений. Одно из них – известная уданская школа Сунси пай нэйцзя цюань. А то, что демонстрируют мастер Ши Цзяньи (石建义) и его ученики в данном видео, называется Мянь чжан цюань, Кулак Мягкого Чжана.
Семья Ши (石) передавала Мянь чжан цюань как секретное искусство с конца эпохи Мин (XVI-XVII века). Ши Цзяньи – представитель двадцать второго поколения. Долгое время школа следовала закрытому принципу передачи: только мужчинам – не женщинам, и только старшему сыну. Это очень практичный стиль кулачного искусства, движения его просты, лаконичны, сочетают инь и ян, тренируют внутреннее и внешнее, сочетают твёрдость и мягкость, взращивают единство формы и духа.
Предки мастера Ши Цзяньи служили военачальниками ещё во времена династии Юань (XIV век). В их роду практиковалась уникальная техника длинной пики, и в своё время они получили в обмен на неё у кого-то из ближайших учеников Чжана Сунси школу Мянь чжан цюань – в мире ушу была развита подобная традиция взаимообмена.
На сегодня наследие семьи Ши включает технику длинного копья, кулак Мягкого Чжана, Живые руки восьми триграмм (разновидность Багуа чжан), техники шеста и парных крюков.
