С сентября начнём занятия с новой онлайн-группой для начинающих. Буду рад всем, кому откликается вдумчивый, основательный подход.
Этот каллиграфический курс выстроен в соответствии с традиционной методикой, воспринятой мной от моего учителя, Мастера Чэнь Вэньфу.
***
Ему было за 70, когда в 2005 году он приехал в Москву. Не зная русского языка, Чэнь Вэньфу надеялся и очень старался его выучить. Он хотел быть доступным и понятным. Раз за разом встречаясь с типичным отношением к практике – увидели, восхитились, зажглись, начали, а через пару месяцев потухли, – он словно бы не отчаивался и снова и снова принимался за Дело, вводя в искусство китайской каллиграфии новых адептов.
Дело… Большое Дело. Такое большое, что, на трезвую голову, как будто и невозможное: научить изысканному, тонкому, сложнейшему языку Письма - 書法 Шуфа - носителей совершенно иных культуры, менталитета, ценностей.
Но Чэнь Вэньфу воплощал эту свою мечту, несмотря ни на что. Четыре года. И я был одним из тех, кому посчастливилось учиться у него.
Чэнь Лаоши умел, знал и мог передать очень многое. Но, кажется, он видел своей миссией прежде всего заложить у здешних учеников прочную базу. Наверное, он также проверял и взращивал наши терпение, смирение и уважение к традиционному методу обучения. Мы двигались крайне медленно и за несколько лет учёбы освоили не много не мало
архаический почерк Чжуаньшу 篆書
и
устав Кайшу по стеле «Добао та» Янь Чжэньцина 顏真卿 “多寶塔”.
И только в последний год Чэнь Лаоши стал показывать мне позднего Янь Чжэньцина (который совсем не тот, что ранний) и смотреть на мои попытки писать, например, Чу Суйляна.
Кропотливая наработка и оттачивание техники, многократное повторение, возвращение к уже освоенному, неизбывное копирование оригинала – никаких вольностей, отступлений, всплесков ученического темперамента. Чэнь Лаоши говорил, что, научившись читать, понимать и в точности копировать почерк Мастера, ученик может постичь его мысли, состояние, дух.
В течение ещё нескольких лет после отъезда Чэнь Вэньфу копирование «Добао та» Янь Чжэньцина оставалось ядром моей каллиграфической практики. Наверное, именно благодаря такому плотному погружению в этот основополагающий материал у нас с учениками получается теперь «брать» основы примерно за полтора года работы.
А дальше… бескрайнее море Каллиграфии: эпохи, Мастера, манеры. Грамотно заложить основы всё равно что сделать лодку и оснастить её хорошими парусами.