Слово «дзэн» у нас нынче весьма популярно. Правда, ассоциируется скорее с яндексом или с неким пофигизмом, чем с буддийской школой. Слово «чань» тоже уже довольно известно публике, особенно в около-чайной среде, где фраза «чань и чай одного вкуса» висит чуть ли не в каждой чайной. Что касается чая, кажется, сейчас, действительно, есть немало людей, прекрасно разбирающихся в этой теме. Но что касается Чань, всё обстоит не так чтобы радужно.
Говоря о Чань, мы имеем в виду не то, о чём можно почитать в книжках или посмотреть в кино про монахов-воинов – это о настоящей живой традиции и её представителях.
Китайская буддийская школа Чань (禪 от санскристкого ज्ञान дхьяна, по-японски читается дзэн), наряду с конфуцианством и даосизмом является одним из трёх духовных столпов Китая. Учение и мировоззрение этой школы очень сильно повлияло на всю китайскую культуру. Как известно, многие её представители, 文人 вэньжэнь, образованные люди, серьёзно практиковали Чань, что не мешало им «на работе» быть конфуцианцами, а «в отпуске» даосами. А впрочем, может быть, и мешало, но не нам об этом судить.
***
Каллиграфия руководителя школы "Уцзимэнь" Александра Житомирского.
Большой иероглиф – собственно Чань.
Две фразы ниже:
Отпустить любые формы.
Оставить мириады вещей в покое.
Почерк – чиновничье письмо лишу.
***
Это принципы отношения к практике, переданные Мастером Шэн Янем (1931-2009), основателем чаньского монастыря Фагушань (法鼓山 Гора Барабан Дхармы) на Тайване. Мастер являлся преемником двух ведущих школ китайского чань-буддизма, Линцзи и Цаодун.
Моя школа «Уцзимэнь» поддерживает связь с монастырём Фагушань. Начало этому было положено приездом Шифу Шэн Яня в Санкт-Петербург в 1998 году.
Наследники Дхармы Шифу регулярно приезжают в Россию (Москву, Санкт-Петербург, а с этого года и в Воронеж). И мы с радостью и благодарностью принимаем их и участвуем в проводимых ими мероприятиях. Подробнее об этом на сайте сообщества практикующих Чань.