Чем может быть туйшоу, когда мастера примерно одинаково высоко искусны? Когда им нет нужды что бы то ни было доказывать друг другу или себе, конкурировать друг с другом, демонстрировать что-либо окружающим?
Чем-то поистине удивительным!
Господин Вэй* раз за разом, настойчиво пытается «выдернуть» господина Мэня** – тот «съедает» все его попытки мягкой волной, не лишаясь укоренения, не убегая и не форсируя, не поддаваясь на провокации. Но и сам не может, накопив, передать оппоненту настолько много, чтобы лишить его основания.
Экспрессия совершенно явно нарастает, но мягкость и текучесть движений при этом сохраняются у обоих. Гонг.
Есть в этом взаимодействии что-то очень природное: словно упорство горного монолита встречается с непреклонностью речного потока. И оба мастера, каждый по своему, воплощают обе эти стихии – и ещё множество других образов.
Следующий уровень – это, видимо, ментальный поединок. Как в той истории о встрече двух мастеров:
Мастера шли по дороге друг на встречу другу, каждый в сопровождении учеников. Группы поравнялись. Мастера не были друг с другом знакомы, а вот ученики знали обоих и предвкушали событие. Они остановились друг напротив друга и некоторое время постояли в молчании. Затем один поклонился и пошёл своей дорогой.
Ученики приступили к учителю с вопросами. Он сказал, что поймал себя на мысли о схватке и моделировании ситуации – и тут же понял, что проиграл. Потому что почувствовал в то же время безмятежность ума второго мастера.
*Вэй Шужэнь (1924-2013) – мастер Янши Тайцзи, автор книг по тайцзи, некоторые из которых переведены на русский
**Мэнь Хуэйфэн (1937г.р.) - признанный в Китае наставник по ушу, много работал в том числе в сфере «академического» ушу: долгое время возглавлял кафедру традиционного Тайцзи цюань Пекинского университета физической культуры и спорта