Новые онлайн-группы с сентября 2024:
- для начинающих: по четвергам 20.00-21.30.
- для продолжающих* (полускоропись Ван Сичжи): по субботам 20.00-21.30
Очная группа - по воскресеньям с 15.30 до 17.30.
Формат работы онлайн-групп:
- полуторачасовое занятие каждую неделю + записи в бессрочном доступе
- поддерживающий чат: рабочие материалы + общение с мастером и коллегами
- обратная связь по домашним заданиям
Первое занятие (знакомство) безоплатно, далее - 6000р. в месяц.
Ведущий - руководитель центра «Уцзимэнь» Александр Житомирский.
Каллиграфия: о чём это?
Если посмотреть, что называется, со стороны, то зрелище, конечно, странное: посреди бурной московской жизни, не делая кучу других нужных и полезных дел, сидят и старательно пишут китайские иероглифы, как правило, даже не зная китайского языка. Чего же есть в этом такого, что не видно со стороны, такого, что оно того стоит?
Первое и, наверное, главное - это состояние покоя и ясности ума, которое является необходимым условием практики и, соответственно, благодаря ней достигается. Это состояние покоя - огромная ценность в наше время.
Второе: каллиграфия - это практика для ума и тела. Удерживать образ будущего иероглифа, пребывать умом на острие кисти, то есть Сейчас, - вот практика для ума. Каллиграф пишет не рукой, но всем телом. А тело должно быть выстроено по принципам, аналогичным работе в цигун - вот практика для тела. Поэтому китайцы уверены, что каллиграфия - это один из способов «питания жизненности» (кит. 养生, ян шэн, традиционная китайская система заботы о Здоровье).
Третье - это открытие целого мира китайской эстетики, понятий Прекрасного и Гармоничного, выработанных китайской культурой. Потому что каллиграфия, Шуфа, является отражением пятитысячелетней её истории. Приобщаясь к искусству письма через практику, даже без претензии стать великими каллиграфами мы получаем возможность гораздо глубже понять язык и проблематику каллиграфии, чем это возможно для зрителя, даже самого искушённого. Изучая и просто наслаждаясь великими образцами, мы имеем возможность питать душу и возвышать её до уровня чистого духа, освобождаясь от вульгарности, пошлости и ложной красивости.
Четвёртое - «двигаться по следам». Копирование классики - традиционный способ обучения. Поскольку каллиграфическое произведение - это отпечаток духа человека, творившего его, то копирование - это возможность чудесного контакта с величайшими людьми Поднебесной, невзирая на тысячи лет, нас разделяющие.
И пятое - а может быть, первое - каллиграфия это радость, тихая, глубокая, мудрая и вполне себе детская.
Работы Александра Житомирского.
Программа занятий по каллиграфии
Курс для начинающих:
- Вступительная лекция по истории каллиграфии и особенностям основных каллиграфических стилей.
- Освоение правильной позиции для письма.
- Постановка руки, кисти в руке, базовые упражнения с кистью.
- Знакомство с «четырьмя драгоценностями кабинета ученого»: кисть, тушь, бумага, тушечница.
- Знакомство с основополагающей техникой управления усилием ведения острия кисти - на материале почерка Чжуаньшу (кит.篆書)
- Техника письма восьми основных элементов (юнцзы бафа кит.永字八法) в стиле Кайшу (кит.楷書).
- Прописывание основных иероглифических ключей.
- Копирование стелы танского каллиграфа Янь Чжэньцина «Добао та» (多寳塔).
* Курсы для продолжающих:
- Чжуаньшу (архаическое письмо): прописывание ключей, копирование памятников.
- Лишу (чиновничье письмо): знакомство с техникой, прописывание ключей, копирование памятников
- Кайшу (устав) Чжи Юна (智永, каллиграф эпохи Восточная Цзинь (265-420)): на материале памятника "Цянь цзы вэнь" (千字文)
- Синшу (полускоропись) Ван Сичжи (王羲之 303-361): на материале памятника "Лань тин сюй" (蘭亭序)
* Онлайн-занятия проходят на платформе зум. Есть возможность осваивать материал по записям.