Анастасия Чумакова
Что есть Каллиграфия для меня на сегодняшний день?
Это уникальная возможность прикоснуться к прекрасному естественному искусству, созданному древним, мудрым человеком. Это возможность увидеть на бумаге проявление пустого и полного, а ещё это возможность научится писать не просто рукой и глазами, а ещё и сердцем.
На занятиях мы не отклоняемся от традиционного подхода: мы копируем письмо древних признанных каллиграфов: это и тысячелетия и канонические тексты даосского и буддистского содержания.
Учимся правилам и приёмам, чтобы когда-нибудь их виртуозно и грациозно нарушать).
Периодически наш учитель Саша отправляет нас в “свободное плавание”, предлагая без подглялываний в оригиналы каллиграфов написать какие-либо иероглифы в стиле того или иного каллиграфа. И вот тут то и знакомишься с самим собой ))
В завершение ещё хочу сказать, что каллиграфия для меня - это такое занятие, в котором я смакую медленный процесс написания, соприкосновений наполненной тушью кисти с разной бумагой. Это творчество и самоисследование.
Для меня каллиграфия очень созвучно с Тайцзицюань, а порою в чем-то помогает мне в моих занятиях Тайцзи.
Алла Сивакова
Мои каллиграфические старания. Это, на самом деле , очень личное.
Замечаю, что мне не важен результат, но сам процесс, и как мне нравится просто смотреть на растекание туши, когда в кисти слишком много воды..
Концентративная практика и обуздание ума..
За полгода занятий что-то особенно важное произошло во внутреннем становлении, с помощью этого инструмента и регулярной тренировки, у меня получилось успокоить и угомонить бешеные бури переживаний, тревог и депрессивных настроений прежнего периода.
Помимо насыщения красотой и впечатлениями от созерцания каллиграфических работ, в собственной практике я словно нашла "убежище", куда приходила почти каждый день в течение нескольких месяцев, где отдыхала и восстанавливала потерянное (а может и отсутствующее) равновесие.
Не думаю, что это хороший пример в контексте простого увлечения каллиграфией и изучения традиции. Скорее, это хороший пример личного терапевтического процесса.
Помню, как однажды, дойдя до иероглифа У ("воинское"), я никак не могла его скомпоновать и написать, и поделилась этим с Сашей. А он в шутку мне ответил, что иероглиф Шу ("Каллиграфия", "Письмо") посложнее будет.
И вот, пришло его время.
Для меня это как личное внутреннее достижение и мини победа - осваивать недоступное ранее, обуздывать неудержимые порывы, переобучать свой мозг, отказываться от инерции и перестраивать привычные способы своих реакций и проявлений.
Елена Чегаева
Я начала заниматься китайской каллиграфией примерно 10 лет назад, когда пришла в Уцзимэнь учиться ушу. Были перерывы в занятиях, иногда большие, связанные с жизненными обстоятельствами. Но желание продолжать Никогда не покидало меня.
С детства иероглифы привлекали меня. Тогда я даже не умела различить китайские, японские, корейские. Я просто смотрела на них подолгу — на все, что мне удавалось найти. Меня привлекало в них Движение, откровенность чувств и слабость или крепость того, кто писал. Будучи подростком я однажды попыталась записать чертами, точками, линиями, произвольно одну из любимых композиций Джона Колтрейна (это джаз), и поняла, что это тоже Каллиграфия. К музыке я всегда была очень чувствительна, слушала и слушаю ее много, несколько лет играла сама, но это ушло. Музыка и каллиграфия для меня это практически одно и то же. когда я смотрю на написанное, я «слышу, Как это было написано». И это неизменно завораживает меня и глубоко затрагивает мое сердце.
Что такое для меня каллиграфия? Это страсть, это любовь, это отдых и всегда Радость, это большой труд, требующий огромной собранности и расслабления одновременно, это медитация, это лечение, это способ отвязаться от бесконечных мыслей и суеты, и это Праздник, если я пишу рядом с Учителем и друзьями!
Сложностью много лет для меня было то, что я не знаю китайского, и, следовательно, путь обучения у китаистов или китайского учителя для меня закрыт.
Обучение у Александра Житомирского - это уникальная возможность учиться на русском языке, при этом полностью в китайской традиции.
Могу сказать, что именно он дает ученикам Совершенную методологию изучения каллиграфии — с первого занятия ученик видит сам, что нужно исправить, как именно, как это различить, а значит, даже в отсутствие контроля ученик может продолжать Сам двигаться хоть немножко, но дальше. Это здорово укрепляет сам процесс работы. Конечно же, с годами лишь больше и больше понимаешь ценность каждого исправления и комментария Учителя, и ловишь их внимательнее, чем прежде.
Помимо практических занятий (а они, конечно, основа) Александр Житомирский читает для учеников Каллиграфической группы и всех интересующихся китайской культурой потрясающие лекции — по стилям каллиграфии, композиции, китайской живописи, конкретным мастерам каллиграфии прошлого. Эти лекции совершенно уникальны по структуре и подаче огромных и интереснейших пластов информации! Отсылки к истории, параллели с мастерами нашего времени, одновременное разъяснение основ китайской философии и много юмора!
Если у меня есть немного времени, я беру кисть , бумагу и пишу свои каракули. Я знаю, что мне не стать великим каллиграфом, и меньше всего я хочу написать «красивенько»)) я пишу ради процесса, и в этот момент я абсолютно Счастлива.
Елена Виноградова
Три года занимаюсь у Саши. Можно сказать:
Посадил учитель дерево, за которым я стремлюсь ухаживать. Урожай обильный приносит оно, знания учителя глубокие и редкие для меня.
Светлее и яснее становится моё сознание. Наблюдаю и учусь видеть следы кисти, учение и наставления осознаннее воспринимает ум мой.
Учит он, что, с чем и как взаимосвязано, правильно оценивать относительно естества природы и вещей, глубоко в древность заглядываем мы на лекциях. Ведь из прошлого приходит опыт, из прошлого черпаешь знания и силу.
Как изменяешься, попробуй писать.
Большое Спасибо.
Екатерина Бай
Дорогой Учитель!
Я хочу от всего сердца поблагодарить Вас за Вашу методику, за Ваши профессиональные и личные качества!
Знаю, что Вы невероятно скромный и тонкой души человек, и поэтому не описываете и доли того, какую ценность несут Ваши уроки 🙏
Пускай я занималась не так долго, как хотелось бы, но даже те уроки, что прошла с Вами очень серьезно продвинули меня вперёд!
Никакой онлайн этому не помешал! Наоборот! Это возможность! У меня бы совсем не было счастья попасть на эти уроки, так как живу я сильно далеко.
У меня есть большой опыт общения и обучения у разных учителей, и китайцев в том числе. Я знаю, как преподают они, и многие.
Скажу, что в Вашей школе я впервые почувствовала, что со мной делятся, щедро делятся знаниями, секретами и методами письма! За эти уроки я узнала больше, чем за все мои 10 лет погружения в тему.
Также большое спасибо Вашему тёплому коллективу учеников, среди которых мне было очень комфортно, и на достижения которых хочется ориентироваться, и это сильно движет меня вперед.
Низкий поклон за то, что Вы делаете 🙏🙏🙏
Станислав Виноградов
Наверное у каждого было в жизни такое ощущение, что стоя на пороге чего-то большого, он его не перешагнул и что-то не произошло, что могло-бы изменив его дальнейшее существование. При этом, не у каждого есть такая возможность, что кто-то не просто покажет ему ворота, за которыми начинаеться другой мир, но и проведет его через порог. Мне такое счастье свалилось уже дважды.
Я очень благодарен своему учителю (Саше) что он ввел меня в мир китайской калиграфии. Это сильно изменило мое мировозрение и позволяет ежедневно и не уставая открывать прекрассную и неизведанную вселенную заполненного и пустого, черного и белого.
Спасибо учитель!
Елена Фёдорова
Моя китайская каллиграфия именно кистью началась с фразы: "Вот бы нам в СПб такого мастера!", на это Саша Житомирский, который живя в Москве и занимаясь этим искусством, вдруг сказал, что это возможно. Так для всех желающих начались онлайн уроки.
Это ощущение таинства с тех пор со мной. Много часов и карпения приходится уделять этому красивому великолепному делу. Во время моего занятия каллиграфией всё влияет на понимание и постижение тайн черт - запах и консистенция туши, размер и твёрдость кисти, хват пальцами, бумага, в общем много чего.
Конечно же были трудности - это сама техника, как держать кисть, контролировать нажим, скорость и угол, боли в пальцах, усталость в руке,все эти знания мы вместе урок за уроком постигаем с наставником Александром Житомирским.
Формат онлайн-урока удобен тем, что есть возможность выйти в эфир откуда угодно из любого места нахождения, даже можно просто подключиться и наблюдать за процессом урока. Также есть после занятия запись, по которой можно заниматься много раз, приближая все нажимы и ведения кисти мастера. Но я считаю, что уроки оффлайн тоже нужны равноценно урокам онлайн.
Уникальная возможность сопровождения каждого ученика каллиграфии во время всего учебного процесса в виде ответов на вопросы и кропотливого многоразового исправления каждого иероглифа. Меня очень удивляет точная корректировка Сашей моего д.з. по нашим урокам. Это говорит о его чутье, включенности в наш процесс обучения и его профессионализме.
Но это ещё не весь процесс обучения. На специальных онлайн встречах мы знакомимся с древними каллиграфами и любуемся их шедеврами.
Дело это, конечно, трудное, уникальное и вечное!