Контакты

+ 7-926-648-25-19

(WhatsApp и Telegram)

Москва, Старокирочный пер., 2 (м.Бауманская).

Перед визитом позвоните или напишите, пожалуйста.

ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ

Поиск

Новости

Чтобы стать писателем, "чукча" должен быть читателем

Ещё один небольшой текст про сущностное в изучении каллиграфии. Как, впрочем, и любого традиционного искусства...

На занятиях по каллиграфии

Небольшой текст, записанный со слов Александра Житоимрского на одном из занятий в далёком 2021 году. Здесь.

Отзывы каллиграфов

Сделали страничку с отзывами ребят, занимающихся каллиграфией. Не самолюбования для, но больно слова хорошие. С благодарностью ученикам! 

Онлайн-курс по Тайцзи цигун. Начало.

Первое занятие наметили на 18ое октября, пятница. Сюда ещё можно успеть... :)

 

Первое занятие в новой группе Тайцзи цюань

Наметили на воскресенье 29 сентября. Начало в 10.00. 

Вход свободный: можно прийти попробовать, познакомиться. Подробности.

Онлайн-группы:

- для начинающих: по четвергам 19.00-20.30.

- для продолжающих* (полускоропись Ван Сичжи): по субботам 20.00-21.30

Очная группа - по воскресеньям с 15.30 до 17.30.

Телеграм-канал Александра Житомирского.


Записаться в группу

Здесь представлены фотографии работ, выполненных Александром Житомирским в различных каллиграфических почерках:

  • кайшу (楷書, уставное письмо),
  • лишу (隸書, чиновничье письмо),
  • синшу (行, полускоропись),
  • чжуаньшу (篆, письмо печатей) и пр.

Это первая фраза из "Трактата о живописи" Ши Тао (苦瓜和尚畫語錄)

В глубокой древности не было Правила.

В изучении каллиграфии (кит. шуфа 書法) есть две равнозначные составляющие:

  • наработка практических навыков собственно письма;
  • изучение классики: развитие способности её воспринимать, понимать, ею любоваться – и воспитание благодаря этому эстетического вкуса.

В этом видении я опираюсь на позицию моего учителя, г-на Чэня Вэньфу. Если перевести суть его «наставлений» на простой русский, то, говоря словами известного анекдота, «чукча должен быть не только писатель, но и, главным образом, читатель». Эстетический вкус формируется благодаря напитыванию сердца образами «следов кисти» великих каллиграфов прошлого. Это становится основой для собственного творчества. А необходимое для этого условие – развитие калллиграфической эрудиции, то есть ясное видение картины многообразия искусства письма: эпох, стилей, авторов.

Каллиграфия преподаётся в центре "Уцзимэнь" с 2004 года. С 2006 по 2010 годы наряду с Александром Житомирским, руководителем школы, каллиграфические классы вёл китайский наставник, Мастер Чэнь Вэньфу.

Среди учеников школы есть те, кто по многу лет практикует каллиграфию, в том числе самостоятельно, "подпитывая" свою практику периодическими встречами с учителем и коллегами. Есть и те, кто начал свой путь сравнительно недавно - два-три года назад, - но движется настолько старательно и вдохновенно, что уже приближается к самостоятельному творчеству.

Новые группы мы собираем каждый год в сентябре, начиная с 2021 года не только очные, но и онлайн. Оказалось, что онлайн-формат прекрасно подходит для занятий каллиграфией: некоторые онлайн-ученики уже освоили не только базовый курс по основам письма, чжуани и кайшу Янь Чжэньцина, но и лишу по стеле Цао цюань бэй и устав Чжи Юна.

В этом году старшие группы, как очная, так и онлайн, замахнутся на синшу "Орхидеевой беседки" Ван Сичжи.

Анастасия Чумакова

Что есть Каллиграфия для меня на сегодняшний день?

Это уникальная возможность прикоснуться к прекрасному естественному искусству, созданному древним, мудрым человеком. Это возможность увидеть на бумаге проявление пустого и полного, а ещё это возможность научится писать не просто рукой и глазами, а ещё и сердцем.

На занятиях мы не отклоняемся от традиционного подхода: мы копируем письмо древних признанных каллиграфов: это и тысячелетия и канонические тексты даосского и буддистского содержания.

... и о том, почему мне видятся важными эти встречи

Предисловие к одному из Пиров. Записано со слов Александра Житомирского.

Пиры Духа — наши регулярные онлайн-встречи, посвящённые совместному любованию каллиграфической классикой.

Первое. Мы с вами вырваны из контекста. Мы живем далеко от места, где это бьёт ключом. Соответственно,

мы сами должны каким-то образом организовать себе поддержку и заботиться о взращивании мотивации.

Такие вещи проще даются, когда вы вставлены в то, что естественно происходит, в контекст — так это для китайцев: они сами составляют сообщество, которое их поддерживает.

Китайская каллиграфия. Атмосфера

Творческое пространство и процесс работы. Попытка следовать за великим Ми Фу (米黻, 1051-1107).

Каллиграфия Ми Фу крайне сложна для копирования - так трудноуловимы и непредсказуемы метаморфозы его кисти.