Термин «ицзинь-цзин» (кит.易筋经) дословно переводится как «канон об изменении мышц и сухожилий».
Авторство этого комплекса цигун, как и текста, в котором описываются упражнения и разъясняются принципы их выполнения, приписывается по легенде буддийскому монаху-проповеднику Бодхидхарме, пришедшему в Китай из Индии в первой половине VI в.н.э. В ходе продолжительных скитаний по Китаю, Дамо (как назвали его в Поднебесной) остановился в буддийском монастыре Шаолинь-сы.
Считается, что именно он ввел в среде шаолиньских монахов особую культуру телесной подготовки, позволяющей не только поддерживать здоровье, но и правильно развивать и укреплять физическое тело. Дальнейшие подробности этой красивой, но спорной легенды мы опустим. Скажем только, что по результатам современных текстологических исследований текст канона датируется концом династии Мин (XVII в.н.э.), а автором его, по-видимому, является даосский монах.
Ицзинь-цзин – это комплекс из одиннадцати статических упражнений, задейстующих все тело с акцентом на верх – корпус и руки. Эти упражнения относятся к разряду идеомотрных, поскольку при отсутствии внешнего движения имеет место внутренняя актуализация его образа. Принципы, заложенные в ицзинь-цзине, считаются основой для многочисленных направлений, объединенных общим термином «жесткий цигун».
Какие задачи решает ицзинь-цзин?
- Правильное развитие тела – мышц и сухожилий.
В отличие от мягких разновидностей цигун, в практике ицзинь-цзин используется физическая сила. Однако эта сила отличается от зажимающего мышцы напряжения. Природа этой силы – расширение и растяжение. Сухожилия и правильно сформированная структура тела (скелет) берут на себя большую долю работы в создании нужного вида усилия, а освобождённые от чрезмерного напряжения мышцы имеют возможность хорошо снабжаться кровью и ци. Одним из последствий подобной работы являются изменения в мышцах и сухожилиях. Мышечная ткань не раздувается, как при «накачивании», а увеличивает количество своих волокон – «долек» (это можно сравнить с веревкой, которая состоит из более мелких веревочек). Практика ицзинь-цзин развивает выносливость, способствует формированию правильного мышечного каркаса.
- Наработка внутренней силы.
Ицзинь-цзин позволяет скоординировать физическую силу-ли, специальную технику «обратного диафрагмального дыхания» и намерение (волевой аспект сознания – и). Практикующий ицзинь-цзин культивирует в себе особый вид силы, называемой «нэйцзинь» – внутреннее усилие. Эта сила является совокупностью трех составляющих: собственно силы-ли, дыхания-ци и мысли-и, причем наличие двух последних составляющих делает применение физической силы на порядок эффективнее.
- Развитие энергетического центра нижний даньтянь как основы развития внутренней ци.
Это происходит за счет концентрации внимания в области нижнего даньтянь и особого «обратного» диафрагмального дыхания. Особенность этого дыхания заключается в том, что диафрагма двигается подобно поршню, с каждым выдохом создавая давление в нижней части живота. Рост этого давления внутри позволяет проявить его на поверхности, в мышцах тела и конечностей. По мере выполнения упражнений сильно активизируется выработка внешней ци (той, что хранится в фасциях, оболочке мышечных волокон) в конечностях. Последовательность упражнений комплекса выстроена таким образом, что накопленная в конечностях внешняя ци имеет возможность переместиться от периферии к центру – и пополнить таким образом запасы внутренней ци, хранящейся в нижнем даньтяне.
Ицзинь-цзин может быть полезен людям, намеренным продвигаться в освоении боевого искусства, поскольку правильно подготовленные мышцы и сухожилия и развитый навык базовой внутренней работы по координации силы-дыхания-намерения – это основа для изучения любого направления ушу.
Ицзинь-цзин рекомендуется осваивать также тем, кто интересуется телесными практиками не только с целью общего оздоровления, но и хочет добиться хорошей физической формы и крепкого тела методом более утонченным и задействующим, наряду с телесностью, более высокие структуры, в отличие от простого накачивания мышц.
Ицзинь-цзин осваивается в школе на первом этапе обучения стилю Ланьшань цюань в сочетании с другими многочисленными упражнениями, как то практика стояния в стойках (чжан чжуан), специальный массаж-похлопывание, а также «набивки» (пайда гун), которые выполняются с партнером. Работа в стойках является компенсацией недостатка в ицзинь-цзине нагрузки на ноги, а парная работа дает возможность проявить и закрепить навык сопротивляемости в столкновении с чужой ударной силой. Это встраивает ицзинь-цзин в систему, нацеленную на гармоничное развитие внутренних и внешних качеств практикующего.