Даоцзя нэйгун (кит.道家内功) – дословно «даосская внутренняя работа» – это категория практик цигун, которая обозначается у нас такими терминами, как «даосская йога», «даосские практики» и пр. Даоцзя нэйгун позволяет совершенствовать «три сокровища» – три важнейших составляющих жизни: цзин, ци и шэнь - посредством развития и налаживания связи между тремя энергетическими центрами даньтянями.
Цзин (кит.精), ци (кит.气) и шэнь (кит.神) – это разной степени плотности модификации единой субстанции ци. Цзин, наиболее грубую из них, можно сопоставить с детородной силой и гормональной системой организма. Средоточием ее является центр нижний даньтянь. Ци представляет собой более тонкую форму. Ее соотносят с нервной и кровеносной системами, с системой аккупунктурных меридианов, воздухом и пищей, которые человек потребляет. Центр ци – средний даньтянь. Наиболее утонченной формой субстанции является шэнь. В этой модификации ци выходит за пределы «материальности» в нашем понимании: под шэнь китайцы подразумевают нечто, сопоставимое с нашими понятиями «дух» и «сознание». Место средоточия шэнь – верхний даньтянь.
Даньтянь (кит.丹田) буквально переводится как «поле киновари». Киноварь – это образное обозначение внутренней энергии, работа с которой вела к формированию практикующим «бессмертного зародыша»[1].
Согласно даосским представлениям, есть два состояния мира – «прежденебесное», изначальное, непроявленное и «посленебесное», проявленное. То, что мы обычно считаем жизнью – это развертывание «посленебесного» мира – движение к распаду и смерти, как полагают даосы. Секрет истинной жизни и обретения личного бессмертия для даосов кроется в трансформации «посленебесного» состояния практикующего в «прежденебесное». Обретение бессмертия - задача, которую ставит перед собой практик-даос – задача максимум, великая и для нас непостижимая, однако на доступном нашему пониманию ее срезе находится такая практическая цель, как противостояние смерти в этой жизни, в этом теле.
Человек, достигая половой зрелости (т.е. в ранней юности), заканчивает свою позитивную, янскую фазу развития, после чего начинается регресс – иньский период, грубо говоря, старение, приближение к смерти. В этот период происходит активная растрата всех видов энергии, поглощаемой эмоциональной, сексуальной и интеллектуальной деятельностью. Однако, эта ситуация не совсем безнадежна, если вы осознаете, что ваши «жизненные батарейки» нуждаются в подзарядке или просто избыток энергии в какой-либо одной сфере жизни снижает ее уровень в других. Взять под контроль основные виды энергетических потерь и значительно их уменьшить – вполне реальная задача, которую по силам решить обычному человеку. Даоцзя нэйгун можно использовать для этого в качестве инструмента.
Практика даоцзя нэйгун состоит из нескольких этапов:
1 levitra generico india. Практики, активизирующие сексуальную энергию цзин и обеспечивающие ее накопление в энергетическом центре нижний даньтянь.
2. Очищение и трансформация цзин в ци посредством специальных дыхательных техник (даоинь, то есть «ведение и привлечение», и туна, «глотание и выплевывание» - объектом этих практик является энергия ци) и правильно сформированного намерения.
3. Открытие узловых точек (ворот) на заднем и переднем энергетических каналах и ведение ци к верхнему даньтяню. На этом этапе происходит объединение переднего и заднего энергетических меридианов тела, что обычно называется «открытием малого небесного круговорота». Запуск этого энергетического колеса – важнейшее условие для трансформации энергии и превращения ци в шэнь или «питания шэнь».
В традиционном Китае развитие даосских практик пошло по двум направлениям: одно из них светское, охватывающее культуру сексуальных отношений, направленную на то, чтобы большая активность в этой сфере не истощала, а напротив, пополняла силы, и заботу о здоровье и долголетии в целом; другое направление подразумевает следование даосскому Пути, будь то в монастыре или в миру. В последнем случае любая даосская практика представляет собой только один из инструментов, способствующих продвижению по Пути.
[1] Подробнее о даосских практиках можно почитать в работах Е.А.Торчинова: Путь золота и киновари: даосские практики в исследованиях и переводах Е.А.Торчинова.
Даосизм: Пути обретения бессмертия в исследованиях и переводах Е.А.Торчинова.