В настоящее время открыт набор в женскую группу Цигун и на онлайн-курс по Тайцзи-цигун.
Остальные комплексы цигун даются либо в рамках соответствующей школы, либо на индивидуальных занятиях.
Слово «цигун» (кит.氣功) состоит из двух слов китайского языка: «ци» и «гун». Первое из них – ци – имеет огромный спектр значений, относящихся к различным сферам явлений нашего мира: изначально это пар, поднимающийся над котлом при варке риса, отсюда – собственно пар, газ, воздух, атмосфера, дыхание; далее это темперамент, эмоциональное состояние, чувство, дух; это также сила, мощь, энергия и т.д. В наиболее широком смысле ци – это субстанция, из которой состоит все, что существует, от неорганической материи до наиболее тонких душевных состояний мыслящих и волящих субъектов. Явления нашего мира представляют собой, если можно так выразиться, ци в различных «агрегатных» состояниях, от наиболее плотного и грубого до наиболее тонкого. Ци, по представлениям китайцев, принципиально динамична, находится в состоянии постоянной трансформации, меняет качество и состояние, перетекая из одной формы в другую. Что касается второй части слова «цигун», «гун», то и оно, как и большинство слов китайского языка, неоднозначно: это, с одной стороны, мастерство, высокое качество какого-либо делания, а с другой, усилия и время, затраченные на обретение этого качества.
Термин «цигун», нынче довольно популярный как в Китае, так и на Западе, возник совсем недавно – в 50-ые годы XX века, когда партийные идеологи прикладывали немало усилий к тому, чтобы (в лучшем случае) упорядочить и систематизировать достижения традиционной культуры. Цигуном был назван огромный спектр практик, относящихся к сфере телесного совершенствования, но не являющийся боевым искусством, ушу. Как и многие обобщающие понятия, слово «цигун» сильно упростило картину, оставив за скобками все многообразие сложных мировоззренческих, культурных, философских и религиозных контекстов, в которых мог быть представлен тот или иной способ телесного самосовершенствования. Тем не менее, и само слово «цигун», и некоторая усредненная разновидность практики тела-дыхания-сознания приобрели огромную популярность среди китайцев: таким «цигуном» сегодня занимается в китайских городских парках огромное количество народу, девизом этого действа является традиционное китайское «здоровье и долголетие». В качестве динамической разновидности такого цигун используется упрощенная модификация формы Тайцзицюань, который на самом деле является одним из наиболее сложных для понимания и освоения стилей боевого искусства. Такая популяризация Тайцзицюань имела своим следствием то, что это искусство сделалось весьма привлекательным для тех, кто хочет плавно, красиво и ненапряжно двигаться, но в действительности такие движения могут в лучшем случае относиться к практике цигун и имеют исключительно формальную общность с Тайцзицюань.
Мы будем использовать термин «цигун» в общем контексте китайской культуры, несколько расширив таким образом его рамки. В этом смысле цигун (или «нэйгун» - 内功 – «внутренняя работа») – это одна из составляющих сложного комплекса мероприятий по самосовершенствованию, традиционно обозначаемого как «яншэн» (кит.养生) – «взращивание/питание/вскармливание/совершенствование жизненности». С точки зрения китайской традиции, Человек является одной из трех основополагающих для нашего мира сил или ценностей, к которым относятся также Небо и Земля. Человек занимает место между Небом и Землей, представляя собой связующее звено в процессе взаимодействия между ними, обогащая его, правильно дополняя собственно природный, естественный аспект этого взаимодействия культурной, сознательной составляющей. Однако мало просто родиться человеком, чтобы правильно встроиться в эту систему, занять в ней подобающее место: человек должен для этого вырасти в Человека.
Традиционной системой самовоспитания, направленной на такой рост и является система «яншэн», представляющая собой комплекс практик и ряд рекомендаций, относящихся к упорядочиванию образа жизни. Эта система рассматривает человека как существо телесное, энергетическое, наделенное духом, душой и сознанием. Эти составляющие человека аспекты (по нашему, «материальное» и «нематериальное») в китайской традиции не только не противопоставлены, но более того одноприродны – все они представляют собой разновидности одной и той же субстанции ци. В этом контексте стоит отметить одну из отличительных особенностей практики цигун – в ней работа идет одновременно по трем уровням: уровню тела, уровню дыхания и уровню сознания или внимания. Между ними нет барьера: «питая», совершенствуя свое тело, человек вместе с тем поставляет пищу и для собственного сознания и духа. Но, разумеется, под «питанием жизненности» отнюдь не подразумеваются тривиальные «правильное питание» или «здоровый образ жизни». Один из древних классических трактатов выделяет в системе «яншэн» ряд аспектов:
- «питание тела» - забота о пространстве, в котором живет человек (она выражена, например, в системе фэн-шуй) и должное внимание, уделяемое телесным практикам (например, практике цигун);
- «питание глаз» - наслаждение достойными произведениями визуальных искусств, таких как живопись и каллиграфия;
- «питание ушей» - наслаждение возвышающей душу музыкой;
- «питание уст» - культура приготовления и потребления пищи;
- «питание воли» - самовоспитание, внимание к собственному поведению, забота о культуре общения.
Надо понимать, что в наиболее широком смысле система «яншэн» представляет собой одну из составляющих традиционного мировоззрения образованного китайца, которое, обобщенно говоря, формировалось в результате синтеза трех учений – конфуцианства, даосизма и буддизма. «Питание жизненности» иначе можно обозначить как определенный способ жизни, к которому и по сей день причастны представители культурной элиты Китая.