Истоки всех практик, озаглавленных общим термином цигун, по-видимому, коренятся в одной и той же сфере явлений. Тем не менее на сегодня можно выделить следующие относительно обособленные друг от друга направления цигун:
- цигун, которым занимаются адепты буддизма и даосизма;
- цигун, который составляет один из значимых разделов практики боевого искусства (ушу);
- цигун, который применяется в медицине;
- цигун, который представляет собой телесную практику в ключе системы «питания жизненности» (ян шэн);
- цигун, который является, попросту говоря, обычной зарядкой.
Даосский цигун
Именно телесные практики, разработанные адептами даосизма, послужили истоком всех тех направлений цигун, которые нынче существуют как в Китае, так и за его пределами. Даосские телесные практики относятся к разделу так называемой даосской внутренней алхимии, в рамках которой разрабатывались различные системы, направленные на совершенствование «трех сокровищ»: цзин (кит.精), ци (кит.气) и шэнь (кит.神).
Цзин, ци и шэнь представляют собой различные модификации одной и той же субстанции – ци. Функция самовоспроизводства и гормональные силы организма, обобщенно говоря, соответствуют первому из «сокровищ» - цзин, наиболее грубая или плотная из сил. Местом, где хранится эссенция цзин традиционно считается энергетический центр нижний даньтянь (кит.下丹田), расположенный в нижней части живота. Более тонкой формой силы является второе «сокровище» - ци. Ци в отношении человеческого тела подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя ци соотносится с кровеносной и нервной системами человеческого организма, с системой меридианов акупунктуры, а внешняя ци представляет собой воздух и пищу, которые потребляет человек. Резервуар-хранилище ци – это средний даньтянь (кит.中丹田), расположенный в области солнечного сплетения и груди. Тончайшей формой единой субстанции ци является шэнь. Шэнь представляет собой нечто «нематериальное» в западном понимании, его можно соотнести с тем, что мы подразумеваем под словами «дух» и «сознание». Местом средоточия шэнь является центр верхний даньтянь (кит.上丹田), расположенный в области черепа.
Буквальным переводом слова даньтянь является «киноварное поле». Под киноварью подразумевается некая внутренняя энергия, совершенствование которой даосским алхимиком способствовало формированию и развитию так называемого «бессмертного зародыша». Целью цигун как практики адептов даосизма являлось последовательное «утоньшение» единой субстанции ци в рамках тела практика, то есть развитие цзин в ци, а ци – в шэнь, что вело к преобразованию телесности адепта. Здоровое, крепкое и развитое тело рассматривалось как основа для работы, целью которой было обретение духовного совершенства – или бессмертия.[1]
Телесные системы, разработанные в рамках даосизма, были заимствованы также представителями распространившегося в Китае несколько позже буддизма, несмотря на то, что, строго говоря, забота о телесности человека противоречит изначальным теоретическим посылкам буддийского учения.
Цигун в ушу
Цигун в качестве одного из разделов практики боевых искусств разрабатывался с определенной целью – для формирования и развития определенных качеств организма практикующего. Занятия цигун, который относится к этому направлению, способствуют наработке особой разновидности внутренней силы, которая качественно отличается и существенно превосходит то, что можно обозначить как обычную физическую силу. Практикующий цигун также укрепляет внутренние и внешние ткани собственного тела, что существенно повышает его сопротивляемость внешним воздействиям, как то ударам противника в бою. При этом основой для наработки этих и других качеств являются крепкое здоровье и здоровое тело, и эта основа практикой цигун в свою очередь укрепляется и поддерживается.
Медицинский цигун
Это направление цигун разрабатывалось преимущественно медиками в связи с теоретическими положениями традиционной китайской медицины и ее практическими достижениями. К цигун, используемому в медицинских целях, относится практика использования врачом для лечебного воздействия на тело пациента собственной энергии-ци, а также разработка специальных комплексов упражнений, направленных на улучшение циркуляции ци в тех или иных органах, каналах и энергетических системах человеческого тела. Мероприятия в рамках этих разделов традиционной китайской медицины могли быть направлены как на лечение тех или иных заболеваний, так и на оказание общеукрепляющего и оздоравливающего воздействия на человеческий организм.
Цигун в системе «питания жизненности» (яншэн)
Это направление цигун возникло и развивалось с целью удовлетворения нужд представителей культурной элиты традиционного Китая. Составляющие его практики способствуют правильному гармоничному взаимодействию полярных энергий тела человека (активной янской и пассивной иньской), а должный баланс между ними способствует, с одной стороны, обретению и поддержанию ясности сознания, эмоциональной стабильности психики, а с другой, оздоровлению и укреплению организма.
Любое направление цигун, разработанное и практикуемое серьезно, состоит из трех базовых разделов:
- медитация – практика стабилизации сознания, работы с дыханием и совершенствования навыков правильного расслабления тела и психики;
- упражнения в статике – задачами этого раздела цигун являются правильное структурирование тела, как физически, так и энергетически, отказ от стереотипа о том, что расслабление и напряжение противопоставлены друг другу и усилие является следствием напряжения, обнаружение и развитие телесных энергетических центров (даньтяней); https://apotheke-zag.de
- упражнения в динамике – этот раздел практики способствует актуализации и проработке телесных энергетических каналов, а также обнаружению и развитию их связи с энергетическими центрами.
В практике цигун, как дополнение, могут также применяться различные внешние средства: специальный массажно-набивочный инвентарь, те или иные лекарственные средства, как внешнего (например, мази), так и внутреннего (например, пилюли, микстуры) способов применения. Дополнительно могут использоваться также и парные практики, в том числе сексуальные.
[1] Подробнее о даосских практиках можно почитать в работах Е.А.Торчинова: Путь золота и киновари: даосские практики в исследованиях и переводах Е.А.Торчинова.
Даосизм: Пути обретения бессмертия в исследованиях и переводах Е.А.Торчинова