Контакты

+ 7-926-648-25-19

(WhatsApp и Telegram)

Москва, Старокирочный пер., 2 (м.Бауманская).

Перед визитом позвоните или напишите, пожалуйста.

ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ

Поиск

Новости

Онлайн-курс по Тайцзи цигун. Начало.

Первое занятие наметили на 18ое октября, пятница. Сюда ещё можно успеть... :)

 

Первое занятие в новой группе Тайцзи цюань

Наметили на воскресенье 29 сентября. Начало в 10.00. 

Вход свободный: можно прийти попробовать, познакомиться. Подробности.

Каллиграфия: ученики и их работы

Новый раздел на сайте: процесс и результат работы, атмосфера учёбы и творческого взаимодействия. Живое течение 文-вэнь, культурного начала. Любим и жалуем! 

Каллиграфия Александра Житомирского

Обновление в каллиграфическом разделе: добавлены работы Александра Житомирского, написанные в последние годы в различных почерках. К вашему любованию!

Онлайн-курс Тайцзи-цигун

В блоге появился анонс курса. Пора занимать места. Начало в октбяре.

В сети нынче выложено достаточно много вариантов переводов, сборки, интерепретаций и комментариев к тексту сутры. Предлагаемый вариант отличается от того, который бытовал среди нас в лагере. На сегодня кажется наиболее симпатичным. 

Сутра Полного Осознавания Дыхания

Так я слышал, однажды Самый Почитаемый находился в Саваттхи, в Восточном Парке, во дворце матери Мигары, со многими хорошо известными старшими учениками: с достопочтенными Сарипуттой, Маха-Моггалланой, Маха-Кассапой, Маха-Каччаяной, Маха-Коттхитой, Маха-Каппиной, Маха-Чундой, Ануруддхой, Реватой, Анандой и другими очень известными старшими учениками.

В то время старшие монахи обучали и руководили младшими монахами. Некоторые старшие монахи обучали и руководили десятью монахами, некоторые обучали и руководили двадцатью монахами, некоторые обучали и руководили тридцатью монахами, другие обучали и руководили сорока монахами. И те младшие монахи, обучавшиеся и получавшие указания от старших монахов, достигли тогда значительного продвижения в практике, которого не было у них раньше.*

И вот, когда настал День Упосатхи (День Обетов и Заповедей), пятнадцатый день лунного месяца, в ночь полной луны на церемонии Паварана (прим: церемония, проводившаяся по окончании трёхмесячного затворничества в сезон дождей) Самый Почитаемый сидел на открытом воздухе в окружении монашеской общины. Оглядев общину монахов, пребывавшую в безмолвии, Самый Почитаемый обратился к монахам:

– Монахи, я доволен такой практикой. Я от всей души доволен такой практикой. И поэтому, монахи, чтобы вдохновить вас на ещё более упорные усилия для достижения того, что ещё не достигнуто, для обретения того, что ещё не обретено, для постижения на опыте того, в чём ещё нет опыта, я останусь здесь, в Саваттхи, ещё [на месяц], до дня Комуди четвёртого месяца сезона дождей.**

Монахи по всем окрестностям услышали весть: "Знайте, что Самый Почитаемый останется в Саваттхи ещё на месяц, до дня Комуди четвёртого месяца сезона дождей". Тогда монахи со всех окрестностей направились в Саваттхи к Самому Почитаемому.

И затем старшие монахи обучали и руководили младшими монахами, прилагая ещё больше стараний. Некоторые старшие монахи обучали и руководили десятью монахами, некоторые обучали и руководили двадцатью монахами, некоторые обучали и руководили тридцатью монахами, другие обучали и руководили сорока монахами. И те младшие монахи, обучавшиеся и получавшие указания от старших монахов, достигли тогда значительного продвижения в практике, которого не было у них раньше.

И вот, когда настал День Упосатхи, пятнадцатый день Комуди четвёртого месяца сезона дождей, в ночь полной луны Самый Почитаемый сидел на открытом воздухе в окружении монашеской общины. Оглядев общину монахов, пребывавшую в безмолвии, Самый Почитаемый обратился к монахам:

"Монахи, это собрание свободно от пустословия, очищено от праздной речи, в нём укоренились чистые ценности, – такова наша община монахов, таково наше собрание. Такое собрание достойно пожертвований, достойно гостеприимства, достойно подношений, достойно почитания, для существ оно – непревзойдённое поле заслуг, – такова наша община монахов, таково наше собрание. Если такому собранию сделать малое пожертвование, [заслуга] будет велика, если сделать большое пожертвование, [заслуга] будет ещё больше, – такова наша община монахов, таково наше собрание. Такое собрание трудно встретить существам, настолько оно редко, – такова наша община монахов, таково наше собрание. Такое собрание достойно того, чтобы ради встречи с ним отправиться в долгий путь с запасом провизии.

Монахи, в этой монашеской общине есть такие бхиккху, кто уже стал архатом: кто достиг прекращения утечек (т.е. свободен от влечений), достиг совершенства; сделал то, что надлежало сделать; кто сложил с себя ношу и достиг высшей цели (т.е. Освобождения), кто разрушил оковы становления и освободился благодаря совершенному постижению. Есть такие бхиккху в этой монашеской общине.

Монахи, в этой монашеской общине есть такие бхиккху, кто с разрушением Пяти Уз, связывающих с нижними мирами, не подвержен повторному возвращению в этот мир (прим: т.е. более не подвержен повторному перерождению в Мире Страстей / стадия Невозвращения), – они спонтанного возродятся там, откуда впоследствии достигнут Паринирваны (прим: т.е. достигшие Невозвращения перевоплотятся на Небесах Мира Форм). Такие бхиккху также есть в этой монашеской общине.

Монахи, в этой монашеской общине есть такие бхиккху, кто с разрушением Трёх Уз*** и с ослаблением Жадности, Ненависти и Невежества стал Возвращающимся Один Раз – тем, кто лишь один раз вновь придёт в этот мир (т.е. перевоплотится в Мире Страстей) и положит конец своим страданиям. Такие бхиккху также есть в этой монашеской общине.

Монахи, в этой монашеской общине есть такие бхиккху, кто с разрушением Трёх Уз, стал Вошедшим в Поток – тем, кто более не подвержен падению в низшие миры страданий, и кому суждено достичь Правильного Пробуждения. Такие бхиккху также есть в этой монашеской общине.

Монахи, в этой монашеской общине есть такие бхиккху, кто совершенствуется в практике Четырёх Тем для Фиксации Памяти. Такие бхиккху также есть в этой монашеской общине.

Монахи, в этой монашеской общине есть такие бхиккху, кто совершенствуется в практике Четырёх Правильных Усилий. Такие бхиккху также есть в этой монашеской общине.

Монахи, в этой монашеской общине есть такие бхиккху, кто совершенствуется в практике Четырёх Основ Сверхъестественных Способностей. Такие бхиккху также есть в этой монашеской общине.

Монахи, в этой монашеской общине есть такие бхиккху, кто совершенствуется в практике Пяти Умений (Пяти Потенциалов). Такие бхиккху также есть в этой монашеской общине.

Монахи, в этой монашеской общине есть такие бхиккху, кто совершенствуется в практике Пяти Сил (Пяти Способностей). Такие бхиккху также есть в этой монашеской общине.

Монахи, в этой монашеской общине есть такие бхиккху, кто совершенствуется в практике Семи Ступеней на Пути к Пробуждению. Такие бхиккху также есть в этой монашеской общине.

Монахи, в этой монашеской общине есть такие бхиккху, кто совершенствуется в практике Благородного Восьмеричного Пути. Такие бхиккху также есть в этой монашеской общине.

Монахи, в этой монашеской общине есть такие бхиккху, кто совершенствуется в медитации Святой Любви.**** Такие бхиккху также есть в этой монашеской общине.

Монахи, в этой монашеской общине есть такие бхиккху, кто совершенствуется в медитации Святого Сострадания. Такие бхиккху также есть в этой монашеской общине.

Монахи, в этой монашеской общине есть такие бхиккху, кто совершенствуется в медитации Святой Похвалы. Такие бхиккху также есть в этой монашеской общине.

Монахи, в этой монашеской общине есть такие бхиккху, кто совершенствуется в медитации Святой Беспристрастности. Такие бхиккху также есть в этой монашеской общине.

Монахи, в этой монашеской общине есть такие бхиккху, кто совершенствуется в медитации непривлекательности [тела].***** Такие бхиккху также есть в этой монашеской общине.

Монахи, в этой монашеской общине есть такие бхиккху, кто совершенствуется в осознании непостоянства. Такие бхиккху также есть в этой монашеской общине.

Монахи, в этой монашеской общине есть такие бхиккху, кто совершенствуется в практике Сосредоточения Внимания на Вдохах и Выдохах.

Сосредоточение Внимания на Вдохах и Выдохах, монахи, если практиковать и совершенствоваться в нём, приносит великий плод, великую пользу. Сосредоточение Внимания на Вдохах и Выдохах, монахи, если практиковать и совершенствоваться в нём, ведёт к достижению совершенства в практике Четырёх Тем для Фиксации Памяти. Четыре Темы для Фиксации Памяти, если практиковать и совершенствоваться в них, ведёт к достижению совершенства в практике Семи Ступеней на Пути к Пробуждению. Семь Ступеней на Пути к Пробуждению, если практиковать и совершенствоваться в них, приводят к достижению Просветления и Освобождения.

Сосредоточение Внимания на Вдохах и Выдохах

Как же, монахи, практиковать Сосредоточение Внимания на Вдохах и Выдохах, как совершенствоваться в нём, чтобы получить от этого великий плод, великую пользу?

В этом случае, монах, удалившийся в лес, или к подножию дерева, или в пустынное место, сидит в позе со скрещенными ногами, держа корпус прямо, стараясь поддерживать сосредоточение внимания. Он сосредоточен, когда вдыхает; сосредоточен, когда выдыхает.

(1) Делая длинный вдох, он осознаёт, что делает длинный вдох. Делая длинный выдох, он осознаёт, что делает длинный выдох.
(2) Делая короткий вдох, он осознаёт, что делает короткий вдох. Делая короткий выдох, он осознаёт, что делает короткий выдох.
(3) Он тренируется вдыхать, воспринимая ощущения во всём теле. Он тренируется выдыхать, воспринимая ощущения во всём теле.
(4) Он тренируется вдыхать, успокаивая сформированный опыт тела (дыхание). Он тренируется выдыхать, успокаивая сформированный опыт тела.

(5) Он тренируется вдыхать, воспринимая ощущение удовольствия (piti). Он тренируется выдыхать, воспринимая ощущение удовольствия.
(6) Он тренируется вдыхать, воспринимая ощущение лёгкости (sukha). Он тренируется выдыхать, воспринимая ощущение лёгкости.
(7) Он тренируется вдыхать, воспринимая сформированный опыт ума (чувства и восприятия). Он тренируется выдыхать, воспринимая сформированный опыт ума.
(8) Он тренируется вдыхать, успокаивая сформированный опыт ума. Он тренируется выдыхать, успокаивая сформированный опыт ума.

(9) Он тренируется вдыхать, воспринимая ум. Он тренируется выдыхать, воспринимая ум.
(10) Он тренируется вдыхать, делая ум удовлетворённым. Он тренируется выдыхать, делая ум удовлетворённым.
(11) Он тренируется вдыхать, сосредотачивая ум в медитации (самадхи). Он тренируется выдыхать, сосредотачивая ум в медитации.
(12) Он тренируется вдыхать, делая ум свободным. Он тренируется выдыхать, делая ум свободным.

(13) Он тренируется вдыхать, сосредоточившись на непостоянстве. Он тренируется выдыхать, сосредоточившись на непостоянстве.
(14) Он тренируется вдыхать, сосредоточившись на незахваченности. Он тренируется выдыхать, сосредоточившись на незахваченности.
(15) Он тренируется вдыхать, сосредоточившись на Прекращении [причин страданий]. Он тренируется выдыхать, сосредоточившись на Прекращении.
(16) Он тренируется вдыхать, сосредоточившись на Отказе [от мирских желаний]. Он тренируется выдыхать, сосредоточившись на Отказе.******

Монахи, вот как следует практиковать Сосредоточение Внимания на Вдохах и Выдохах и совершенствоваться в нём, чтобы получить от этого великий плод, великую пользу.

Четыре Темы для Фиксации Памяти

А как, монахи, практиковать Сосредоточение Внимания на Вдохах и Выдохах, как совершенствоваться в нём, чтобы достичь совершенства в практике Четырёх Тем для Фиксации Памяти?

(1) Монахи, вот бхиккху, делая длинный вдох, осознаёт, что делает длинный вдох; делая длинный выдох, он осознаёт, что делает длинный выдох. Делая короткий вдох, он осознаёт, что делает короткий вдох; делая короткий выдох, он осознаёт, что делает короткий выдох. Он тренируется вдыхать, воспринимая ощущения во всём теле; он тренируется выдыхать, воспринимая ощущения во всём теле. Он тренируется вдыхать, успокаивая сформированный опыт тела; он тренируется выдыхать, успокаивая сформированный опыт тела.

В это время, монахи, бхиккху смотрит на тело как на совокупность [составляющих], – настойчивый, осознающий, проводящий фиксацию памяти, он устраняет жажду и неудовлетворенность, имевшиеся в миру. Говорю вам, монахи, что в теле одной из составляющих является дыхание. Таким образом, монахи, бхиккху смотрит на тело как на совокупность, – настойчивый, осознающий, проводящий фиксацию памяти, он устраняет жажду и неудовлетворенность, имевшиеся в миру.

(2) Монахи, вот бхиккху тренируется вдыхать, воспринимая ощущение удовольствия; он тренируется выдыхать, воспринимая ощущение удовольствия. Он тренируется вдыхать, воспринимая ощущение лёгкости; он тренируется выдыхать, воспринимая ощущение лёгкости. Он тренируется вдыхать, воспринимая сформированный опыт ума; он тренируется выдыхать, воспринимая сформированный опыт ума; он тренируется вдыхать, успокаивая сформированный опыт ума. Он тренируется выдыхать, успокаивая сформированный опыт ума.

В это время, монахи, бхиккху смотрит на чувства как на совокупность, – настойчивый, осознающий, проводящий фиксацию памяти, он устраняет жажду и неудовлетворенность, имевшиеся в миру. Говорю вам, монахи, что среди чувств одним из восприятий является тщательная концентрация на дыхании. Таким образом, монахи, бхиккху смотрит на чувства как на совокупность, – настойчивый, осознающий, проводящий фиксацию памяти, он устраняет жажду и неудовлетворенность, имевшиеся в миру.

(3) Монахи, вот бхиккху тренируется вдыхать, воспринимая ум; он тренируется выдыхать, воспринимая ум. Он тренируется вдыхать, делая ум удовлетворённым; он тренируется выдыхать, делая ум удовлетворённым. Он тренируется вдыхать, сосредотачивая ум в медитации; он тренируется выдыхать, сосредотачивая ум в медитации. Он тренируется вдыхать, делая ум свободным; он тренируется выдыхать, делая ум свободным.

В это время, монахи, бхиккху смотрит на ум как на совокупность, – настойчивый, осознающий, проводящий фиксацию памяти, он устраняет жажду и неудовлетворенность, имевшиеся в миру. Я говорю вам, монахи, что нет продвижения в практике сосредоточения внимания на вдохах и выдохах у того, кто невнимателен и не осознаёт. Таким образом, монахи, бхиккху смотрит на ум как на совокупность, – настойчивый, осознающий, проводящий фиксацию памяти, он устраняет жажду и неудовлетворенность, имевшиеся в миру.

(4) Монахи, вот бхиккху тренируется вдыхать, сосредоточившись на непостоянстве; он тренируется выдыхать, сосредоточившись на непостоянстве. Он тренируется вдыхать, сосредоточившись на незахваченности; он тренируется выдыхать, сосредоточившись на незахваченности. Он тренируется вдыхать, сосредоточившись на Прекращении; он тренируется выдыхать, сосредоточившись на Прекращении. Он тренируется вдыхать, сосредоточившись на Отказе; он тренируется выдыхать, сосредоточившись на Отказе.

В это время, монахи, бхиккху смотрит на идеи как на совокупность*******, – настойчивый, осознающий, проводящий фиксацию памяти, он устраняет жажду и неудовлетворенность, имевшиеся в миру. Тот, кто благодаря мудрости различения ясно понимает отказ от жажды и неудовлетворенности, тот обладает беспристрастным наблюдением. Таким образом, монахи, бхиккху смотрит на идеи как на совокупность, – настойчивый, осознающий, проводящий фиксацию памяти, он устраняет жажду и неудовлетворенность, имевшиеся в миру.

Монахи, вот как следует практиковать Сосредоточение Внимания на Вдохах и Выдохах и совершенствоваться в нём, чтобы достичь совершенства в практике Четырёх Тем для Фиксации Памяти.

Семь Ступеней на Пути к Правильному Пробуждению

А как, монахи, практиковать Четыре Темы для Фиксации Памяти, как совершенствоваться в них, чтобы достичь совершенства в практике Семи Ступеней на Пути к Пробуждению visa förlagets sida?

(1) Монахи, вот бхиккху смотрит на тело как на совокупность, – настойчивый, осознающий, проводящий фиксацию памяти, он устраняет жажду и неудовлетворенность, имевшиеся в миру. В это время есть фиксация памяти и нет отвлечений. Монахи, когда у бхиккху есть фиксация памяти и нет отвлечений, тогда фиксация памяти становится для него ступенью на Пути к Правильному Пробуждению. Монах практикует Ступень Фиксации Памяти на Пути к Правильному Пробуждению. Его Ступень Фиксации Памяти на Пути к Правильному Пробуждению развивается до совершенства.

(2) Практикуя так фиксацию памяти, он исследует это Учение, проводит рассмотрение и тщательный анализ [на его основе] благодаря ясному пониманию. Монахи, когда бхиккху, практикуя так фиксацию памяти, исследует это Учение, проводит рассмотрение и тщательный анализ на его основе благодаря ясному пониманию, тогда рассмотрение на основе Учения становится для бхиккху ступенью на Пути к Правильному Пробуждению. Монах практикует Ступень Рассмотрения на основе Учения на Пути к Правильному Пробуждению. Его Ступень Рассмотрения на основе Учения на Пути к Правильному Пробуждению развивается до совершенства.

(3) Тот, кто исследует это Учение, проводит рассмотрение и тщательный анализ на его основе благодаря ясному пониманию, тот начинает прикладывать упорные усилия (прим: это Четыре Правильных Усилия). Монахи, когда, исследуя Учение, проводя рассмотрение и тщательный анализ на его основе благодаря ясному пониманию, бхиккху начинает прикладывать упорные усилия, тогда усилие становится для бхиккху ступенью на Пути к Правильному Пробуждению. Монах практикует Ступень Усилия на Пути к Правильному Пробуждению. Его Ступень Усилия на Пути к Правильному Пробуждению развивается до совершенства.

(4) В том, кто начал прикладывать усилия, возникает переживание удовольствия, свободное от плотских желаний. Монахи, когда в том, кто прикладывает усилия, возникает переживание удовольствия, свободное от плотских желаний, тогда удовольствие становится для бхиккху ступенью на Пути к Правильному Пробуждению. Монах практикует Ступень Удовольствия на Пути к Правильному Пробуждению. Его Ступень Удовольствия на Пути к Правильному Пробуждению развивается до совершенства.

(5) От душевного удовольствия тело успокаивается, сознание также успокаивается (прим: приходит состояние тишины – состояние внутренней удовлетворённости, ощущаемое физически). Монахи, когда от душевного удовольствия тело и сознание монаха успокаивается, тогда тишина становится для бхиккху ступенью на Пути к Правильному Пробуждению. Монах практикует Ступень Тишины на Пути к Правильному Пробуждению. Его Ступень Тишины на Пути к Правильному Пробуждению развивается до совершенства.

(6) От тишины в теле и лёгкости ум входит в самадхи. Монахи, когда от тишины в теле и лёгкости ум монаха входит в самадхи, тогда самадхи становится для бхиккху ступенью на Пути к Правильному Пробуждению. Монах практикует Ступень Самадхи на Пути к Правильному Пробуждению. Его Ступень Самадхи на Пути к Правильному Пробуждению развивается до совершенства.

(7) Кто таким образом сосредоточил ум в самадхи, тот обладает доскональным беспристрастным наблюдением. Монахи, когда бхиккху, таким образом сосредоточив ум в самадхи, обладает доскональным беспристрастным наблюдением, беспристрастность становится для него ступенью на Пути к Правильному Пробуждению. Монах практикует Ступень Беспристрастности на Пути к Правильному Пробуждению. Его Ступень Беспристрастности на Пути к Правильному Пробуждению развивается до совершенства.

(1) Монахи, вот бхиккху смотрит на чувства как на совокупность, – настойчивый, осознающий, проводящий фиксацию памяти, он устраняет жажду и неудовлетворенность, имевшиеся в миру. В это время есть фиксация памяти и нет отвлечений. Монахи, когда у бхиккху есть фиксация памяти и нет отвлечений, тогда фиксация памяти становится для него ступенью на Пути к Правильному Пробуждению. Монах практикует Ступень Фиксации Памяти на Пути к Правильному Пробуждению. Его Ступень Фиксации Памяти на Пути к Правильному Пробуждению развивается до совершенства.

Вот он смотрит на ум как на совокупность, – настойчивый, осознающий, проводящий фиксацию памяти, он устраняет жажду и неудовлетворенность, имевшиеся в миру. В это время есть фиксация памяти и нет отвлечений. Монахи, когда у бхиккху есть фиксация памяти и нет отвлечений, тогда фиксация памяти становится для него ступенью на Пути к Правильному Пробуждению. Монах практикует Ступень Фиксации Памяти на Пути к Правильному Пробуждению. Его Ступень Фиксации Памяти на Пути к Правильному Пробуждению развивается до совершенства.

Вот он смотрит на идеи как на совокупность, – настойчивый, осознающий, проводящий фиксацию памяти, он устраняет жажду и неудовлетворенность, имевшиеся в миру. В это время есть фиксация памяти и нет отвлечений. Монахи, когда у бхиккху есть фиксация памяти и нет отвлечений, тогда фиксация памяти становится для него ступенью на Пути к Правильному Пробуждению. Монах практикует Ступень Фиксации Памяти на Пути к Правильному Пробуждению. Его Ступень Фиксации Памяти на Пути к Правильному Пробуждению развивается до совершенства.

(2) Практикуя так фиксацию памяти, он исследует это Учение, проводит рассмотрение и тщательный анализ [на его основе] благодаря ясному пониманию. Монахи, когда бхиккху, практикуя так фиксацию памяти, исследует это Учение, проводит рассмотрение и тщательный анализ на его основе благодаря ясному пониманию, тогда рассмотрение на основе Учения становится для бхиккху ступенью на Пути к Правильному Пробуждению. Монах практикует Ступень Рассмотрения на основе Учения на Пути к Правильному Пробуждению. Его Ступень Рассмотрения на основе Учения на Пути к Правильному Пробуждению развивается до совершенства.

(3) Тот, кто исследует это Учение, проводит рассмотрение и тщательный анализ на его основе благодаря ясному пониманию, тот начинает прикладывать упорные усилия. Монахи, когда, исследуя Учение, проводя рассмотрение и тщательный анализ на его основе благодаря ясному пониманию, бхиккху начинает прикладывать упорные усилия, тогда усилие становится для бхиккху ступенью на Пути к Правильному Пробуждению. Монах практикует Ступень Усилия на Пути к Правильному Пробуждению. Его Ступень Усилия на Пути к Правильному Пробуждению развивается до совершенства.

(4) В том, кто начал прикладывать усилия, возникает переживание удовольствия, свободное от плотских желаний. Монахи, когда в том, кто прикладывает усилия, возникает переживание удовольствия, свободное от плотских желаний, тогда удовольствие становится для бхиккху ступенью на Пути к Правильному Пробуждению. Монах практикует Ступень Удовольствия на Пути к Правильному Пробуждению. Его Ступень Удовольствия на Пути к Правильному Пробуждению развивается до совершенства.

(5) От душевного удовольствия тело успокаивается, сознание также успокаивается (прим: приходит состояние тишины – состояние внутренней удовлетворённости, ощущаемое физически). Монахи, когда от душевного удовольствия тело и сознание монаха успокаивается, тогда тишина становится для бхиккху ступенью на Пути к Правильному Пробуждению. Монах практикует Ступень Тишины на Пути к Правильному Пробуждению. Его Ступень Тишины на Пути к Правильному Пробуждению развивается до совершенства.

(6) От тишины в теле и лёгкости ум входит в самадхи. Монахи, когда от тишины в теле и лёгкости ум монаха входит в самадхи, тогда самадхи становится для бхиккху ступенью на Пути к Правильному Пробуждению. Монах практикует Ступень Самадхи на Пути к Правильному Пробуждению. Его Ступень Самадхи на Пути к Правильному Пробуждению развивается до совершенства.

(7) Кто таким образом сосредоточил ум в самадхи, тот обладает доскональным беспристрастным наблюдением. Монахи, когда бхиккху, таким образом сосредоточив ум в самадхи, обладает доскональным беспристрастным наблюдением, беспристрастность становится для него ступенью на Пути к Правильному Пробуждению. Монах практикует Ступень Беспристрастности на Пути к Правильному Пробуждению. Его Ступень Беспристрастности на Пути к Правильному Пробуждению развивается до совершенства.

Монахи, вот как следует практиковать Четыре Темы для Фиксации Памяти и совершенствоваться в них, тобы достичь совершенства в практике Семи Ступеней на Пути к Правильному Пробуждению.

Просветление и Освобождение

Монахи, а как практиковать Семь Ступеней на Пути к Правильному Пробуждению, как совершенствоваться в них, чтобы достичь Просветления и Освобождения?

Это случай, когда монах практикует Ступень Фиксации Памяти на Пути к Правильному Пробуждению, опираясь на уединение, опираясь на незахваченность, опираясь на прекращение, результатом чего, является отрешение [от пристрастий]. Он практикует Ступень Рассмотрения на основе Учения на Пути к Правильному Пробуждению, опираясь на уединение, опираясь на незахваченность, опираясь на прекращение, результатом чего, является отрешение. Он практикует Ступень Усилия на Пути к Правильному Пробуждению, опираясь на уединение, опираясь на незахваченность, опираясь на прекращение, результатом чего, является отрешение. Он практикует Ступень Удовольствия на Пути к Правильному Пробуждению, опираясь на уединение, опираясь на незахваченность, опираясь на прекращение, результатом чего, является отрешение. Он практикует Ступень Тишины на Пути к Правильному Пробуждению, опираясь на уединение, опираясь на незахваченность, опираясь на прекращение, результатом чего, является отрешение. Он практикует Ступень Самадхи на Пути к Правильному Пробуждению, опираясь на уединение, опираясь на незахваченность, опираясь на прекращение, результатом чего, является отрешение. Он практикует Ступень Беспристрастности на Пути к Правильному Пробуждению, опираясь на уединение, опираясь на незахваченность, опираясь на прекращение, результатом чего, является отрешение.

Монахи, вот как следует практиковать Семь Ступеней на Пути к Пробуждению и совершенствоваться в них, чтобы достичь Просветления и Освобождения".

Вот что сказал Самый Почитаемый. Испытав удовольствие, монахи восхитились словами Самого Почитаемого.

Примечания:

* Здесь нам открывается замечательная картина, когда монахи, достигшие Освобождения, обучают и руководят теми, кто находится на стадии обучения. Предыдущий абзац текста также подсказывает нам, что речь здесь идёт об архатах, которым была поручена обязанность обучать и руководить младшими монахами.

** Комуди – день полнолуния лунного месяца Каттика. 

*** О значении Трёх Уз и Пяти Уз, связывающих с нижними мирами, можно прочитать на странице "Десять Уз". 

**** Святая Любовь – одно из четырёх неизмеримых состояний, которыми обладают великие души. Святая Любовь характерна для обитателей Святых Небес, или Небес Брахмы, и она означает желание духовного роста всем существам.  

***** Рассмотрение непривлекательности тела, а также его непостоянства – это аналитическая медитация для отъединения от привязанности к физическому телу. В ходе неё тело рассматривается объективно, как совокупность составляющих (k?ye k?y?nupass?): наше тело состоит из таких-то внешних и внутренних органов, тканей и жидкостей, – все они непостоянны, подвержены износу и разрушению. Несовершенство и ограниченность физического тела видны по многим признакам: оно потеет, загрязняется и требует ухода, его жизнедеятельность обусловлена многими внешними и внутренними факторами, имеется диапазон жизнеспособности тела и т.д. Цель данной медитации – породить правильный взгляд на телесное существование, проведя тщательную фиксацию памяти на отсутствии привлекательности тела (k?ye asubh?nupass?) и на его непостоянстве (k?ye anicc?nupass?).

****** С изначального прошлого, по мере нашего падения из высших миров в низкие миры, мы осваивали различные вещи. Сначала мы освоили чувства, затем физическое тело, затем репродуктивные органы, затем нам стало важно положение в обществе и прочее. Как из этого можно понять, если мы захватываемся положением в обществе, захватываемся половой любовью, захватываемся физическим телом, захватываемся ощущениями, то это становится главной причиной, привязывающей нас к этому миру. Это необходимо осознать. Вот почему практикуется отказ от этого. Благодаря практике Отказа, в момент разрушения нашего тела, эти факторы будут полностью разрушены, и мы сможем вернуться в наивысший мир, где мы были изначально.  

******* Известно не менее десяти значений слова "дхарма" (пали: дхамма): Закон, качество и т. д. (В трактате "Вьякхьяюкти" перечисляется десять значений этого слова. Будон Ринчендуб, ссылаясь в "Истории буддизма" на данный трактат, приводит примеры этих значений дхармы.) Здесь дхарма имеет значение "идеи". Между Четырьмя Темами для Фиксации Памяти и Пятью Накоплениями Захваченности имеется определённое соответствие: тело соотносится с формой, чувства – с ощущениями, ум – с сознанием, а идеи соотносятся с наши представлениями и стоящим за ними сформированным опытом. Люди делают суждения на основе личного опыта. Например, мужчины предпочитают различные типы женщин. Представьте, что перед вами десять женщин. Если бы вы не имели абсолютно никакого опыта, накопленного в бесчисленных предыдущих жизнях, вы не смогли бы назвать ни одну из них ни красивой, ни безобразной, ни обыкновенной. Рассмотрение Четырёх Тем для Фиксации Памяти, таким образом, идентично рассмотрению Пяти Накоплений Захваченности.