Одной из базовых практик в любой китайской телесной системе является отстройка основной позиции. Она едина для большинства разновидностей цигун и школ ушу, и при этом во многом отличается от тех способов, которыми мы используем тело в повседневности. Эта позиция не лучше и не хуже их – она функционально необходима для изучения китайских систем вне зависимости от того, является ли их целью оздоровление (цигун) или боевое мастерство (ушу).
Основное физиологическое действие, определяющее базовую «стойку» - это мягкое выпрямление позвоночника. В обычной жизни наш позвоночник имеет естественные прогибы – вогнут в области шейного и поясничных регионов и, напротив, выгнут в грудном и в районе крестца – и напоминает волну. Выпрямляем мы его с помощью целого комплекса настроек, освоение которых требует тонкого внимания и времени. Часть из них прописана в классических текстах по Тайцзи цюань, например в «Десяти принципах Тайцзи» Мастера Ян Чэнфу:
- подвесить макушку (虚灵顶劲)
- вобрать грудь и выдать спину (含胸拔背)
- расправить поясницу (松腰)
- опустить плечи, свесить локти (沉肩坠肘)
Кратко смысл этой базовой «стойки» можно описать так: это Человек, стоящий на Земле под Небом, свободно-открытый их взаимоперетеканию. Тяжёлое устремляется вниз к Земле, лёгкое поднимается вверх к Небу – это нисходящий и восходящий токи. А Человек, выстроив должным образом структуру и отпустив излишнее мышечное напряжение, «приобщается» к их течению, подставляя себя им. Это как если бы можно было утюгом гладить висящий на вешалке костюм. В результате и тело, и его тонкие структуры, и нервная система получают эффект благотворного расправления, разглаживания.
Этот эффект и закрепление его в теле – одно из оснований здоровья в долгосрочной перспективе. Практикуя это положение, мы укрепляем глубинную телесную структуру, противодействующую силе гравитации, которая «тянет» ткани тела к земле. Её действие всё сильнее проявляется с возрастом: ткани как бы сползают вниз, тело сгибается, сминается, люди как правило даже несколько уменьшаются в росте. Физиологически расправление позвоночника положительно влияет на его связки и суставы (межпозвоночные диски), поддерживая их питание, здоровую подвижность и эластичность. С точки зрения тонкой физиологии в контексте традиционного китайского взгляда на тело человека это положение способствует налаживанию движения энергии-ци по основным каналам тела, прежде всего заднему восходящему (думай) и переднему нисходящему (жэньмай). А тонкое вытяжение вверх, отрабатываемое в этом положении, способствует активизации и более полному включению среднего пронизывающего канала (чуннмай). Всё это укрепляет в теле структуру, противостоящую силе гравитации – связки как её телесное проявление, и каналы, как проявление более тонкое.
Освоив и закрепив эту позицию и её проживание в статике, в покое, мы затем воспроизводим и поддерживаем её, с необходимыми модификациями, во всём спектре движений. И она оказывается основой любого проявления силы. Более того, будучи на этой основе проявленной, сила не только не истощает, но и питает тело. В том числе это делает не только практику цигун, но и занятия ушу по-настоящему оздоровительной системой, притом не на короткой дистанции юности, а в долгосрочной перспективе, и даёт хороший задел на здоровую зрелость и старость.
Продолжение - здесь.